ВНЕ МОСКВЫ


„ЖЕНИХИ НА КОЛЕСАХ
(Ленинград)
Недавно Михайловский Ак. Оперный театр показал новую свою работу — оперетту Ранцатто «Женихи на колесах» в постановке одного из интереснейших режиссеров Сергея Радлова.
Повидимому, постановщиком владело непреодолимое желание придать «Женихам на колесах» всю внешнюю, чисто зрелищную пышность
европейских феерий и ревю. Иными словами, подменить иррациональную стихию опереточной игры, показом «живых картин»; динамику спектакля подменить статикой зрелища.
Едва ли нужно говорить о том, что такой исключительно «зрелищный» подход к оперетте убивает ее существо, самый дух игры. Но даже и принимая «зрелищное» толкование оперетты Радловым, нельзя не констатировать, что в этом направлении далеко не все возможности исполь
зованы. А между тем, они заложены в самом сюжете оперетты: богатая наследница, по воле деда должна выйти замуж за победителя на велогонках, при чем гонки разыгрываются на сцене.
На этой канве, взамен органически-стройного, стилистически единого спектакля Радлов создал пестрейшую мозаику костюмов, мизансцен, неожиданно и неоправданно появляющейся бута
фории, спускающихся сверху флагов, качелей и электрических лампочек на пачках кордебалета, создал некий «принудительный ассортиментвсех сценических приемов, имеющихся в арсенале феерического жанра. И в создании этого «ассортимента» он нашел себе достойного помошника в лице художницы Ходасевич, вся работа которой отмечена тем же стилистическим разнобоем, сдобренным плохо понятой «левизной».
Зато следует остановиться на исполнителях этого спектакля. Их четверо — главных: Глебова, Карякина, Ростовцев и Воронов. За исключением Ростовцева — все остальные впервые высту
„ЖЕНИХИ НА КОЛЕСАХ
ГЛЕБОВА и ВОРОНОВ
пают на опереточной сцене. И мы должны констатировать, что выступают они с большим успе
хом и с большим художественным тактом, ибо над ними не властны все традиционные оперетточные приемы актерской игры.
В заключение нельзя не посожалеть о том, что такой тонкий и интересный режиссер, как С. Рад
лов, потерпел некую неудачу на опереточном фронте. Но неудача эта закономерна, ибо у опе
ретты есть свои законы. Они нарушены Радловым, поставившим акцент на статичности зрелища, а не на динамике действия.
ЯК. АПУШКИН
ПО ТЕАТРАМ СОЮЗА
1. „СМЕРТЕЛЬНЫЙ ПОЦЕЛУИ
Неславны и печальны лавры автора «Проститутки», пьесы-победительницы, с триумфом обошедшей большинство сцен Советского Союза.
Но, увы, даже столь двусмысленная слава лишила сна и покоя, заставила скрипеть легкомысленное перо некоего драматурга.
В конце ноября Благовещенск на Амуре был ошеломлен афишами, сообщавшими местным театралам о премьере пьесы «Смертельный поце
луй», во втором акте которой будут показаны «парижские эротические танцы»!
В холодный ноябрьский вечер «Смертельный поцелуй» был сыгран.
«В «Проститутке» большая яркая галлерея типов, там проституция и сифилис в картинах, затем уже мастерским заклю
чением автор делает ваше настроение. Он за свержение гнилья, гнилого буржуазного быта, он за здоровый быт, против ужасного сифилиса».
Так, тепло и неграмотно отозвался о «Проститутке» теа-критик Джен в «Амурской Правде».
Однако, «Смертельный поцелуй» оказался не по плечу даже этому отчаянному рецензенту. Па
рижские эротические танцы не помогли — пьеса провалилась!
«Сифилис изображен «прекрасно». До тошнотворного отказа, с провалившимся носом, с ужасными гуммозными язвами, с Вассерманом, с почти наглядным процессом «уколов», «вливаний» и т. д. Вас тошнит, корчит в судорогах органического от
вращения... Нет, вы не в театре, а в палате венерического госпиталя!»
«Сифилис излечим!» — спешат порадовать зрителя в Благовещенском театре. Все это отлично, и свидетельствует о великом культурном влиянии театра на массы, но что же остается на долю благовещенского губздравотдела? Неужели ставить пьесы Мольера или Лернера, Шекспира или Смолина?
Бедный Благовещенск на Амуре!
2. СЕМЬДЕСЯТ ПРЕМЬЕР
Московский Художественный театр «приближается к современности», как известно, не спеша. По пьесе, и то неудачной, в год.