ЗА РУБЕЖОМ


АВАНТЮРА КОПО
(Письмо из Парижа)
Для характеристики кризиса переживаемого сейчас французским театром «авантюра» Жака Копо чрезвычайно показательна. Человек в те
чение десятка лет направлявший все театральное движение Франции, создавший единственный в своем роде театр «Старой Голубятни(колыбель молодой драматургии, поле битвы, где столько было одержано славных побед с Жюлем Ромэном, Вильдраком, Дюамелем), талантливейший актер, режиссер и драматург — оставляет свой театр, распускает свою группу и внезапно покидает Париж.
Почему? Недостаток средств, невозможность эксплоатировать свой успех на сцене маленького театра, — говорят одни. Физическая усталость, от
сутствие хороших пьес, — добавляют другие. В этих доводах, вероятно, есть частица правды. Но самое главное не было сказано: невозмож
ность честно и искренно работать для сцены в создавшихся условиях послевоенной Европы, в стране где каждая новая театральная попыт
ка должна, или погибнуть — или обратиться в коммерческое предприятие.
Три года тому назад Копо оставил Париж и в глухой Бургундской деревушке, среди вино
градников, начал все сначала. Самые молодые элементы его труппы — наименее испорченные театром — последовали за ним; к ним вскоре примкнули другие, извне. Образовалось ядро. Копо уже давно мечтал сгруппировать все элементы театрального искусства: мастерскую, студию, школу, сцену.
Теперь его мечта осуществилась. — «Мой театр будет жизненным центром». Дух радостного и бодрого сотрудничества царит в молодой колонии. Молодежь живет среди крестьян, занимается спортом и полевыми работами, учится в сту
дии, работает в мастерской и время от времени дает представления в соседних деревнях, где приезд «Копяков» — как их добродушно-насмеш
ливо прозвали крестьяне — вызывает всеобщую радость. Ни сцены в строгом смысле слова, ни актеров, ни драматурга, ни декоратора. (Копо возненавидел все, что имеет отношение к театральной «профессии»).
Представления даются то здесь, то там, по случаю сбора винограда, жатвы или другого ме
стного праздника. Декорации, костюмы, маскиизготовляются в собственной мастерской. Вместо пьесы театральное действие, в создании кото
рого принимают участие все, и если «канвадается самим Копо, который в большинстве случаев вдохновляется испанским театром 15—16 в.в., или же новеллой Сервантеса, то каждому из участников предоставляется вышивать по ней свою роль.
Трудно сказать, как и в каком направлении может эволюционировать новый театр Копо. У него два основных недостатка: l) ориентируется на прошлое, 2) совершенно оторван от масс.
Как бы то ни было, попытка Копо интересна, как протест против всего искусственного и гнилого, что загромождает французскую сцену. Протест или жест человека, который спасается с гиб
нущего корабля? В этом освещении бегство Копо приобретает особый, показательный характер.
м. ПОЛЯК
ТЕАТР В ЯПОНИИ
СТАРИННЫЙ ЯПОНСКИЙ КОСТЮМ
Новая пьеса Пиранделло «Диана и Тудапоставлена в конце декабря в Цюрихе. На представлении присутствовал автор.
В этой пьесе Пиранделло еще раз возвращается к излюбленной им теме, конфликту между жизнью и той формой, в которую люди хотят ее заключить.
«Юнитед Артист» выпускает фильму «Мечтательница» с Глорией Свенсон, которая будет исполнять одновременно три роли.
В новой постановке «Принцесса Турандотв «Метрополитен Опере» хор состоял из 300 человек, оркестр из 400 человек, балет из 90. В общей сложности в пьесе было занято 900 человек, роль Турандот исполняла Мария Брице.
Хиндемит написал новую оперу «Кардилак», которую ставят сейчас в Венском театре под управлением Отто Клемперер.
Пражский художественный театр готовит к постановке в «Студии Елисейских полей» в Париже «На дне» Горького.
В Берлинской Государственной Опере ставят «Турандот» Пуччини, под управлением Бруно Вальтера.
Режиссер Раймонд Бернар заканчивает съемки фильмы «Шахматный игрок». Несмотря на то, что фильма еще не окончена, она вызывает большой интерес во Франции и др. странах.
ПОПРАВКИ
В № 49 журнала «Новый Зритель» было напечатано на стр. 10 в отчете «Художественная работа текстильщиков»: «Пресненская фабрика по
казала антрэ клоунской пары». Следует читать «Дрезненская фабрика».
В № 52 журнала «Новый Зритель» под заметкой А. Д. Кастальский поставлена подпись «Изв.» следует читать «Правда».