от Кожсиндиката не только доброкачественности кожи на своих ботинках, но и фасона обуви, фа
сона одежды. Статистика рынка подчеркивает коммерческую выгодность фабрикатов — низкосортных по качеству, но «модных» по оформлению.
Ни Кожсиндикат, ни «Экономическая Жизньне ставят сегодня этого вопроса, огромного по воспитательному и культурному значению в под
нятии социалистической культуры. Разрыв между искусством и промышленностью отражается с большей силой на потребителе фабрикатов, чем разрыв между промышленностью и наукой. В первом случае — он бьет по культурному уровню массы в целом; во-втором — только по карману отдельного покупателя.
Ясно, что интересы кожпромышленности в равной степени должны быть увязаны с искус
ством и наукой. Искусство и наука придут на помощь кожевенной индустрии, для этого в рядах ее работников должно быть твердо усвоено то цепное правило тесного содружества промышленности, искусства и науки, которое лежит в основе самого примитивного понятия об индустриальной культуре.
Кожсиндикат и входящие в него тресты должны твердо уяснить себе, что в интересах пролетарской культуры развитие кожевенной промышленности требует непременного участия в са
мой выработке фабрикатов не только эксперта по качеству сырья (научного работника), но и экспертов по оформлению фабриката, то-есть художника — по форме фабриката, и врача — по качеству этой формы.
Но не только о кожевенной промышленности в данном случае идет речь. Кожсиндикат — пример. Любая область легкой, да и тяжелой индустрии, должна усвоить ценное правило. Архи
тектура, живопись и скульптура почти во всех отраслях государственной промышленности имеют свои интересы в чисто производственном плане. Такие же искусства, как литература, театр, кине
матография, если и не имеют непосредственных интересов в области промышленности, все же являются кровно заинтересованными в плане агитационно-пропагандистском, в плане просвещенческом; не говоря уже о позаимствованиях, которые они неизбежно сделают в постановке хозяй
ства госпромышленности для реорганизации своего собственного хозяйства и рационализации в нем трудовых процессов.
В этом отношении отрасли государственной индустрии должны как бы притти на помощь советскому искусству в вопросе рационализации его хозяйства; со своей же стороны искусство обязано войти в индустрию в целях утилитарнохудожественного оформления фабрично-заводского быта и предметов фабрично-заводской выработки.
Только в этом — неизбежном содружестве художественного труда с механическими процесса
ми современной промышленной техники может быть рождена высшая техническая форма, названная современным стилем, стилем индустриальным.
Усвоение ценного правила неизбежно для всех работников, желающих толику своего труда вло
жить в создание пролетарской культуры, строить которую в наше время представляется возмож
ным только на синтезе научного, промышленного и художественного труда.
НИКОЛАЙ ЛУХМАНОВ
Театр б. Корш„Фабрика молодости“
Юлия Беспрозванная — В. Попова
ГОС. ДЕТСКИЙ ТЕАТР им. ФРАНКА
(Киев)
При небольшом количестве всех театров в Киеве, а главное, при очень среднем уровне их художественной ценности, Детский театр, как художественная единица, занимает далеко не последнее место. При театре имеется своя мастерская-студия, подготовляющая кадры новых акте
ров, которые на второй год учебы у уже входят постепенно в производство. Кроме того, при те
атре находится художественно - показательная мастерская по воспитанию детей при Соцвосе. Четыре раза в неделю спектакли посещаются
школьными экскурсиями, включенными в план учебной работы. Репертуар театра составлен для трех возрастов. Для детей старшего возраста:
«Вильгельм Тель», «Тиль Ойленшпигель». «Про Саву Чалого», «Недоросль» и др.; для детей среднего возраста: «Хижина дяди Тома», «Тимошкин рудник», «Робин Гуд», «Шехеразада», «Де
сять» и пьеса на еврейском языке «А майсе миг а кнепл» (история с пуговицей) и, наконец, для детей младшего возраста: «Мойдодыр»,
«Джунгли», «История китайца Чу-Пан-Чу» и др.
Одна и та же труппа исполняет репертуар на
русском, украинском и еврейском языках. Театр работает под режиссурой И. С. Деевой.
Очень бойко и забавно идет в театре «Недоросль» в переделке. Скучные резонерские места убраны, Стародума совсем нет, и Милон, загримированный под Стародума, заставляет до кон
ца выявиться алчности Скотинина и Простаковых и, в конце концов, увозит тайно Софью в
тот самый момент, когда гости ждут невесту Митрофанушки. Вполне удачны вставки, дополняющие пьесу, когда вводится несколько сценок в девичьей, где показано отношение портно
го Тришки и крепостных девушек к семье Простаковых. Ярко поданы в пьесе образы: учителей, четырех Простаковых, Скотинина и особенно хорош Митрофанушка.
Оформление, представляющее сцену в двух этажах: верхний — квартира Простаковых и нижний — девичья, дает возможность простым пере
ключением света давать быструю смену картин. Музыка, иллюстрирующая каждый образ, пол
ностью доходит до юного зрителя. Только навряд ли понятна детям «менуэтная» любовь Софьи и Милона.
В целом — спектакль занятный и смотрится с интересом не только детьми, но и взрослыми.
Э. КАРАЧУНСКАЯ