Театр им. МГСПС
Индустриально-производственная выставка к спектаклю „Рельсы гудят
Экспонаты ГЭТ‘а
Товарищи из Централа, помимо интересного плана, имели также и пьесу «Париж» С. Про
кофьева по роману того же названия Э. Золя. Пьеса в чтении произвела прекрасное впечатление, а по тому времени она была, буквально, репертуарным кладом. Решено было немедленно при
ступить к работе над «Парижем», но готовиться возможно тщательнее и показываться только в таких условиях, в которых пьеса могла бы дать наибольший эффект, т.-е. ставить в одном из московских театров.
Параллельно с «Парижем» начали готовить инсценированный агитсуд на антирелигиозную тему, так как вопросы религии в то время весьма интересовали рабочих.
К этому времени удалось подобрать хорошее ядро артистов, искренно заинтересовавшихся новым театральным профсоюзным начинанием. Приготовили инсценировку «Саввы» Л. Андреева. По
каз инсценировки по клубам решено было проводить следующим образом: вступительное слово о характере инсценировки, спектакль и диспут по вопросам религии, в связи с содержанием инсценировки.
Первый показ был в Голубом (ныне Октябрьском) зале Дома Союзов для московского культактива. Несмотря на тяжелые условия, в которых готовился спектакль (отсутствие средств, новизна начинания, небольшой срок для постановки), первое начинание Культотдела МГСПС получило одо
брение и московский культактив санкционировал «Савву» для рабочих клубов.
По примеру нашего агитсуда клубы стали проводить подобную работу и своими силами. Вскоре после первого показа последовал второй, уже в Колонном зале Дома Союзов. На этом диспуте приняли участие представители церкви «масти
тые протоиереи»: Введенский и Красницкий. Диспут был горячий. Не менее страстные диспуты проходили после спектаклей «Саввы» в рабочих клубах, где также выступали представители церкви.
Передвижной театральный коллектив имел своих политработников, которые выступали на диспутах и таким образом коллектив, помимо выпол
нения художественных задач, проводил агитационно-пропагандистскую антирелигиозную кампанию. Передвижные спектакли «Саввы» дали большой организационный опыт и установили крепкую связь с клубами.
Наряду с тем, что мы получили в передвижках. у нас все более и более крепла уверенность в необходимости создания своего профсоюзного театра стационарного порядка, где выковы
Ф. ЖЕМЬЕ театру им. МГСПС
В первые дни своего пребывания в СССР я смотрел спектакль «Рельсы гудят» в театре им.
МГСПС. Несмотря на незнакомство с языком, я по некоторым, переводимым мне характерным фразам, мог следить за пьесой и за переживаниями действующих лиц.
Все артисты очень хороши. Я особенно отмечу Коврова, исполнявшего роль красного директора. Я хорошо понял все тонкости, порой глубокие, его игры. Если этот актер также силен и других своих ролях, то это один из лучших артистов современного советского театра.
Игра другого актера, Бахметьева, ведущею роль старшего инженера, — полна правды и поразительной искренности. Давыдовский, играющий партийного инженера, допускающего угово
рить себя на попустительство заговора против красного директора — также находит прекрасное и правдивое выражение для своей роли.
Ансамбль труппы — безупречен, полон жизни. «Рельсы гудят» является, с моей точки зре
ния, типичным спектаклем коммунистического театра, выражающим стремления рабочей среды, окружавшей меня на спектакле.
Конструктивная постановка прекрасно гармонирует с сюжетом и с идеями, которые он выра
жает. Можно подумать, что в этом пролетарском искусстве все — автор режиссер, актеры, даже театральные рабочие вместе создавали пьесу.
Поистине это общий порыв, в котором соединены дух и руки, воображение и рабочий молоток.
Поскольку память мне не изменяет, первыми пьесами, изображавшими тяжелое положение рабочего класса, были переделки романов Золя, первой драматической композицией, показывающей рабочее восстание, были «Ткачи» Г. Гаупт
мана. но во всем этом не было еще рабочего класса на сцене.
Смотря пьесы типа «Рельсы гудят» я присутствую при выступлении пролетарского твор
чества, взявшего в свои руки великое искусство театра.
От. всей души желаю театру им. МГСПС дальнейших успехов в его творческой работе.
вался бы свой идеологически выдержанный репертуар, воспитывался бы свой профсоюзный актер.
Мы полагали, что будущий профсоюзный театр должен иметь более доступные цены, чем в суще
ствующих театрах. Этот театр должен был быть всеми своими корнями связан с профсоюзными организациями. При театре намечалось создать собственные костюмерные и декоративные мастер
ские для обслуживания клубных драмкружков, а также центральную театральную студию из рабочих для создания кадра кружководов и оставления в театре в качестве актерского молодняка наи
более сценически одаренных кружковцев. Кроме того, театр должен был бы давать художественные спектакли в рабочих клубах. Значительная часть «мечтаний» выполнялась и выполняется в дан
ное время театром им. МГСПС, что указывает на правильность взятой в свое время линии в теаработе.