все старое, затхлое, узко личное, томное деревенское царство, темные рабские навыки. Много вопросов поднимает пьеса «Рельсы гудят» и хоро
шо то, что своими образами она их ставит. Мы завоевываем лучшее из старой интеллигенции своим трудом и настойчивостью, но мы одновремен
но из своей молодежи должны создать свою интеллигенцию, своих спецов и этим путем сте
реть грань между спецом и своими работниками в производстве. Мы не только должны поставить спеца в такие условия, чтобы, работая для нас, для нового строительства в смысле творчества,
дать ему максимум удовлетворения, нам нужно собственных спецов создавать и к ним еще более бережно и внимательно подходить. Есть ведь под
час у нас такой грех, когда, помня директиву
партии о необходимости создать приемлемые для спеца условия работы, мы думаем, что дело ком
муниста администрировать, управлять, использовать спеца, а не догонять и обгонять его в области знания и производства. Нередко администра
торы коммунисты предпочитают иметь спецов беспартийных, которые охотно всю ответствен
ность за работу возлагают на коммунистов. Иметь у себя на предприятии, в своем органе своих коммунистов-спецов дело хлопотливое, последние не так легко и беспрекословно выполняют всякое распоряжение. И спец с своей стороны, прими
рившийся в известном смысле с необходимостью считаться с администратором-коммунистом, с большим трудом переносит коммуниста-спеца. Поэтому, рядом со спецеедством, которое имеет своим источником комчванство, наблюдается и коммунноедство, исходящее из увлечения администрированием.
Но «рельсы гудят», но жизнь шумит, гудит и победоносно движется вперед. Яркое солнце труда пожирает и пожрет все старое, все ненуж
ное, что еще цепко держится за живое, душит его и хочет заглушить. Пьеса дает образный нафос труда, ярко подчеркивает его творческое начало, пафос нового строительства, пафос строи
тельства социализма. И если то, что мы видим на сцене, что слышим из уст героев пьесы подчас является снимком из жизни, точной передачей в образной форме вопросов и споров, которые ставятся в печати, на собраниях, в наших органах и предприятиях, то это неизбежно в той яр
кой интенсивной жизни, которой живет наш союз. И величайшее достоинство автора, организа
торов театра и артистов то, что они этот пафос зрителю передают. «Рельсы гудят», жизнь яркая и светлая движется вперед и ее поступь ощущается в том, что нам дают сцена и автор.
Я не могу не остановиться на одном любопытном типе в пьесе, на завкомщике, который как будто не гармонирует с двумя другими твор
ческими фигурами пьесы и жизни — секретарем ячейки и директором. Я не знаю, быть может, у
Театр им. МГСПС
Индустриально-производственная выставка к спектаклю „Рельсы гудят Экспонаты
ГОМЗЫ и И-та им. Ломоносова
автора это получилось случайно, но я думаю, что художественная правда заключается тут в том, что задача, возложенная на завкомщика, сложнее и труднее, и ему справиться с ней очень часто не под силу. Он избран от масс, он с ними должен
быть крепче связан, отражать переживания их и настроения и в массе своей он меньше других овладел своей задачей. Еще много он должен над ней поработать, а с ним вместе поработать и мы, чтобы с этой задачей справиться, чтобы правиль
но сочетать и верно отражать интересы рабочего как сегодняшнего дня, так и грядущего.
Пьеса «Рельсы гудят» — это апофеоз нашего строительства в образной форме, в этом ее смысл и значение, она не только отображает настоящее, но и ставит вопросы будущему, она непосредственно учит. Отсюда в известной степени ее художественные дефекты. Слишком современны вопросы, которые она ставит, лица, которых изобра
жает, мы как будто вчера их видели и слышалгде-то. Но это уж не вина автора, слишком интенсивна и ярка наша жизнь, слишком жгучи вопросы, которые она ставит, чтобы мы могли ее воспринимать только художественно, мы в ней слишком заинтересованы, слишком с ней слиты, чтобы только художественно ее воспринимать, и наш автор не может быть только худож
ником. Наша жизнь так пресыщена творчеством, что в ней даже художник, если он только наш,
не может ограничиться творчеством образов, он наравне со всеми проповедует, агитирует, ставит вопросы и намечает решения.
Таков художник, нашего времени, таковы пьесы наши, если это действительно наш художник, наши пьесы.
А. СОЛЬЦ
ПРИЕМ В РЕДАКЦИИ
Ответственный секретарь В. А. Павлов—
понедельник, вторник, среда, от 3 до 5 ч. Секретарь М. И. Ильин — ежедневно от 2 до 5 ч.