БАГДАСАР АХПАР

(Спектакль армянской теа-мастерской при ДКСА)
Армянский театр имеет в своем развитии три этапа.
Начало первого относится к 1869—71 г.г., когда в Тифлисе и в Москве были поставлены первые спектакли на армянском языке армянской студенческой молодежью.
После этого в Тифлисе образуется профессиональная труппа, которая играет переводной классический репертуар, и, таким образом, еще не может в полной мере выявить свои самобытные черты.
Они начинают развиваться в 90-х годах. Пьесы Пароняна и Сундукьяна вошли в репертуар армтеатра и дали исполнителям богатый бытовой материал.
За этим чисто бытовым материалом некоторое (правда, очень короткое) время в армянском театре наступает полоса «символического» напра
вления (Левон Шант — «Старые годы»), но оно скоро исчезает, побежденное школой драматургов-реалистов.
Во все эти периоды армянский театр дал видных артистов, которые создали, так сказать, свою школу, своего актера.
Достаточно назвать такие имена, как Адамьян, Петросьян, знаменитая Сирануш и ныне еще подвизающиеся на театре Абельян и Алиханян, чтобы представить себе эту школу.
В армянском театре чрезвычайно показательным является соединение восточного колорита с высокой техникой европейских театров.
Вся история Армении проникнута этой борьбой влияний западной и восточной культуры, которая ясно выражена и в поэзии, и в литературе, и в музыке, и в танце и в живописи.
В некоторых областях искусства синтез двух этих влияний уже найден, и если его еще нет на театре, то пути к нему намечены правильные.
Армянский театр, вполне овладев техникой европейских театров, не должен утрачивать сво
его колорита, которым еле-уловимо и в то же время глубоко пропитан весь быт армянского народа.
Это его первейшая задача, поскольку претендует он на свое особое место. Имеющиеся в репертуаре оригинальные пьесы Пароняна, Сун
дукьяна и др. авторов, дают богатый материал для выявления самобытности армянского театра.
«Багдасар Ахпар», показанный 14 мая в ДКСА арм. теа-мастерской, принадлежит к разряду сценических произведений, которые становятся интересными и ценными постольку, по
скольку обрисованный в них быт прочувствован и выявлен самими исполнителями.
Исполнение спектакля и с режиссерской стороны, и с постановочной, и с актерской — хорошо.
Передать быт константинопольских армян с тонким, изящным юмором и в то же время в полной мере театрально — вое это в названном спектакле большой плюс.
Можно высказать упрек исполнителям за некоторую (местами) манерность движений, не
нужную и неуместную в этом общем, стройном спектакле.
Успех несомненно должен окрылить молодежь армянской теа-мастерской. Они достойны этого успеха и в особенности Т. Сарян, П. Гегарик, Н. Кечекезян и исполнительница Ануш — А. Мелиан.
А. Ильинский-Блюменау
„ЭРМИТАЖ“ ЗИМНИЙ ТЕАТР
„МАРКИТАНТКА СИГАРЭТ
ШЕСТАЯ КАРТИНА