Дом сороковых годов.

На тихой Собачьей площадке стоит старый, желтый дом с антресолями и мезонином. Таких старых домов не мало в Москве, в тихих пе
реулках Арбата, Пречистенки и Остоженки. Много их совсем исчезло за последние годы—
растащили на топливо в голодные и холодные дни гражданских боев, или сломали, чтобы на их месте поставить новые громоздкие кооперативные дома.
Но дом на Собачьей площадке — в ряду таких старых мос
ковских домов — особый. Государ
ство сохранило и бережет его. Когда и кем он пост
роен — точно не установлено. Изве
стно лишь, что дом
этот уже стоял здесь, на Собачьей площадке, в 1812 г. и уцелел от московского пожара.
Принадлежал он Веригиной, Лоба
нову-Ростовскому,
позднее — Хомяковым, с именем которых он связан до последних дней.
В 1919 году дом Хомякова был передан в ведение Музейного Отдела, а в 1920 году в нем был открыт музей, носящий теперь на
звание „Дома сороковых годов“ и являющийся одним из интереснейших бытовых музеев Мо
сквы. Находится он, однако, „на отлете“, и знают о нем в Москве мало. Забыло о нем даже МКХ в своем путеводителе по художественным музеям Москвы (о чем нельзя не пожалеть, так как музей этот заслуживает глубочайшего внимания).
Действительно, ни один другой музей, какие бы в нем ни были собраны предметы той или иной эпохи, не может отразить ее с такой исчерпывающей полнотой, как „Дом сороковых годов“.
Это, впрочем, понятно. „Дом сороковых годов“ не подбирался почти, как музей. Все то, что находится в нем, за некоторыми исключениями (предметами, так же, впрочем, соответ
ствующей эпохи), целиком принадлежит ему,
срослось с ним. В руки Музейного Отдела он перешел со всей своей обстановкой, мало из
менившейся с той поры, когда в нем жила семья А. С. Хомякова.
В частности остался неизменным со дня смерти А. С. Хомякова его кабинет. Осталась нетронутой и диванная — „говорильня“, примы
кающая к кабинету, — комнатка, где покоем, вокруг небольшого столика, стоят мягкие ди
ваны, с портретами над ними С. T., К. С. и И. С. Аксаковых, И. В. Киреевского и Н. Языкова, а у окон — этажерки с книгами.
В этой комнате у А. С. Хомякова собирались его друзья - славянофилы и их противники. В табачном дыму, наполнявшем диван
ную, кипели жаркие, идейные споры. В них принимали участие Аксаковы, Герцен, Киреевские, Шевырев, Катков. По тогдашним поня
тиям — все они были революционерами и за ними строго следило правительство.
Кабинет А. С. Хомякова — маленький, уютный. Стол, заваленный книгами, в простенке
между окон, выхо
дящих на широкий, просторный двор московского „бар
ского дома“, с его обширными „слу
жбами . Глубокий диван, стойка с чу
буками, оправлен
ными бисерными
вышивками, ковер работы крепост
ных, на столе — тройной подсвечник с абажуром.
На стене — пор
трет Н. В. Гоголя, который был очень дружен с Хомяковыми и часто бывал у них.
Эти две комнаты — основное, что связано в „Доме сороковых годов“ непосредственно с А. С. Хомяковым.
Остальное — владения Хомяковской семьи в ее целом — типичной московской семьи сороковых годов.
„Задача музея, — говорит заведующий им Б. В, Шапошников, — показать московский го
родской дом сороковых годов прошлого века, обставленный на основании научно-проверен
ных исторических данных, подлинными пред
метами эпохи, — другими словами, в полном и законченном виде воспроизвести внешние
бытовые условия и стиль жизни состоятельной культурной семьи сороковых годов. Эта задача определяет характер музея. В нем находят место все предметы, бывшие в обстановке и обиходе дома представителя определенного класса, живущего вместе со своей семьей, до
мочадцами, прислугой и пр. Каждая комната имеет свое назначение, и им обусловливается ее убранство и наличность в ней тех или иных предметов“.
Действительно, входя в „Дом сороковых годов“, посетитель не чувствует себя попавшим в „музей“, — понятие, которым обычно опреде
ляется собрание каких-либо редкостей. Нет, он просто пришел в дом этот в гости, но — войдя в него — сразу оставил за собой, за порогом, почти целое столетие. Он в гостях в московской семье сороковых годов.
Дом пуст, никто не выйдет к гостю. Тех
людей, что когда-то его населяли, давно нет
Внешний вид Дома сороковых годов.