ЭКРАН

„ТАРАС ТРЯСИЛО “
Вопрос об исторической фильме, законности существования ее в наших условиям, сводится фактически к вопросу о методе ее построения. Бесспорно нужна социально-историческая культур-фильма, несущая в массы марксистское пони
мание общественных отношений, вскрывающая неизбежную классово-политическую и экономиче
АрменкиноРеж. А. Бек Назаров
„Хас-Пуш“
скую подоплеку того или иного исторического факта. Бесспорно вредна поверхностно-археологическая фильма, воспроизводящая внешнюю обстановку какого-либо исторического периода без попытки проанализировать его в социально-эконо
мическом разрезе. Таковы модные в немецкой кинематографии «костюмные фильмы», таково и большинство советских исторических фильм.
«Тарас Трясило» (ВУФКУ) принадлежит к числу последних. Эпизод из истории Запорожской
Сечи, послуживший темой фильмы, при всех его претензиях на революционность — производит
обратное впечатление. Знаменитая вольница дана не в ее действительной классовой сущности, а рабски скопирована с намеренно наивных учеб
ников и романов довоенной поры. Сечь в «Тарасе Трясило» представляет собою неизвестно как возникшее скопище пьянствующих людей подозрительного вида.
Развернутая на этом пышном фоне мелодраматическая любовная интрига призвана сценаристом оттенить классовые противоречия шляхетской Полыни и хлопской Украины. Классы подменены личностями, политические мотивы борьбы — личными побуждениями героев, ее экономические причины — бытовыми случайностями. Идеологический вес фильмы — явно отрицателен.

КСТАТИ О КИНО

Желая стать лицом к советскому кино — не сшибись: не становись лицом к Совкино.
*
* *
*
* * * * *
Единственная звезда, которую не трудно затмить. это — кино-звезда.
Полюби «Межрабпом» с «Русью», а без «Русиего всякий любит.
Надпись на памятнике: «Госкинпрому — благодарные обыватели».
Еще Гоголь сказал: в хозяйстве и «Киногазета» может пригодиться.
По афише — и Судакевич «кино-звезда»! Не все то сов. кино, что Совкино.
Совкино преуспевает благодаря наличию двух аппаратов: кино аппарата, плюс аппарат бюрократический.
Желая обвинить Совкино в обывательском уклоне, — воздержись, ибо и Совкино выпускает изредка революционные фильмы. Например, «Поцелуй Мэри».
И снимающих можно снять.
КУЗЬМА ПРУТКИН
По счастью ее формальное убожество живо напоминает «грандиозные боевики» младенческий времен кинематографии. Приемы режиссера Чардынина, оператора, актеров — настолько бледны в сравнении с приемами современной фильмы, что могут вызвать в зрителе лишь зевоту.
Кассовый ущерб, идеологическая неграмотность и формальное убожество — таковы для ВУФКУ итоги этой ненужной громоздкой постановки.
„СТРАНА ЧУВАШСКАЯ“
Выпуск этой фильмы Чувашкино приурочило к 10-летию Октября. Задача ее — отразить совре
менное состояние чувашской республики, познако
мить весь Советский Союз о ярко своеобразными национальными обычаями, подытожить политический, хозяйственный и культурный рост чувашского народа за годы советской власти, принес
шие ему национальное раскрепощение, политическую свободу и самостоятельность.
«Страна Чувашская» лишь отчасти выполнила эту задачу. В ней много свежего и нужного ма
териала. Есть верная и актуальная политическая установка в целом. Но композиционно, как филь
ма — «Страна Чувашская» рыхла, тяжела, лишена внутренней логической связи, нарастания интере
са, которое оправдало бы размеры фильмы. Она в несколько раз длинее обычной кино-хроники, с которой ее сближает отсутствие кино-драматургической логики, равномерное нанизывание фактов, быстро утомляющее зрителя.
Однако, это не лишает фильму культурно-ин
формационного значения. ЛЕВ ШАТОВ