лении роста культурных сит в социалистическом строительстве.
В этом отношении невольно напрашивается некоторая аналогия с оценкой квалифицированной интеллигенции сменовеховской прослойки,
данной Н. И. Бухариным в его докладе на XVI московской губпартконференции (см. «Правдуот 24 ноября с. г.).
«Они в общем и целом работают, — заявит т. Бухарин, — иногда хорошо работают, но их политическая установка есть борьба за лучшие кад
ры интеллигенции, чтобы отвести их с настоящего советского пути. Делают они это очень осторож
но, очень умно по внешности, они очень лойяльны по отношению к советской власти, а иногда делают вид, что даже большее, чем лойяльны. Но есть у них определенная линия, линия на со
знательное сворачивание о нашего массового пути...» (курсив наш. В. П.). Мы не хотим, одна
ко, сказать, что подобные настроения целиком характеризуют всех язвящих и пощипывающих на театральном фронте. Многие из них до такой сознательности просто еще не доросли. Но то, что подобные элементы являются неким косвенным отражением и, может, даже иногда бессознатель
ным проявлением отмеченного т. Бухариным влияния, это — бесспорно.
Разве не показательно, что «Мятеж», актуальный именно потому, что весь пропитан духом пролетарской идеологии, т.-е. говоря словами т. Бухарина, марксизмом, у некоторых ценителей вызывает в лучшем случае, скрытые ужимки.
Мы не утописты, а марксисты. Поэтому, прежде всего, исходим из конкретности, с той лишь разницей, что вопреки идеалистам мы произвольно не смешиваем факты, а рассматриваем их в строгой закономерности изменений и непременно в связи с общим массовым развитием.
О таким же критерием мы подходим и к старым театрам, историческая миссия которых — обратиться в материал для использования и переустройства лучших достижений старой культуры.
Следовательно, весь вопрос сводится не к отрицанию, не к субъективному пиетету отарой гвардии театральных мастеров, а к маркистскому анализу и к объективным оценкам окружающих нас явлений.
МХАТ I к десятилетию Октября взялся за эпическую революционную тему. Время и место действия — гражданская
война. Но театр видит красный и белый фронты сквозь свою специфическую призму буржуазной общечеловечности. Именно поэтому МХАТ’у не удалось написать того монументально реалистического полотна, к которому его молодежь, несомненно, рванулась. Социальной логики в мхатовском «Бронепоезде» не видать, в то время, когда в «Разломе» и особенно в «Мятеже» — эта жизненная правда сама собой вырастает как органическая неизбежность.
Театр им. МГСПС через историческую правду и реалистическую простоту дал монументальный советский спектакль. МХАТ I, в погоне за мни
мой монументальностью образов, пропустил то, в чем заключается суть.
Если кризис этой цитадели старой театральной культуры — а он неоспорим — разрешится в сторону роста и общественной зрячести творче
ских сил ее молодежи, то история скажет, что
«Бронепоезд» был только первым и неизбежным тигелем, в который властная рука истории опрокинула мхатовскую метрополию.
Пролетарская культура растет не в отдельных лабораториях, а на целине социалистического жизнеотроительства, где материал из тителя послужит лишь удобрением.
Мы отлично знаем, что театр им. МГСПС на своем пути делал много ошибок. Мы сознаем, что каналы, по которым идет его творчество, часто сами по себе недостаточно капитальны и во мно
гом грешат даже некоторой примитивностью. На все это, конечно, нужно указывать, промахи его критиковать. Но ведь в основном — это, пожалуй,
единственный в СССР театр, который открыто признает свои ошибки, чутко прислушивается к голосу советской демократии и сознательно тво
рит предназначенное ему дело в строгой связи о выдвигаемыми историей культурно-политическими задачами. Поэтому всякий, поднимающий
травлю против него, в той или иной степени, по существу дела, поднимает меч против одного из
важных участков строительства советского театра.
Ныне, вступая во второе десятилетие о таким театром, ко
торый дал к знаменательным юбилейным дням «Мятеж», мы думаем не разойдемся с жела
нием очень многих увидеть его своим большим советским театром.
Да здравствует театр им. МГСПС — наш Большой Советский Театр. В. А. ПАВЛОВ
Театр им. МГСПС
„ Мятеж