ЗРЕЛИЩА НА ДОМУ


(Передвижные театры УМЗП)
Повышение культурного уровня трудящихся— неоспоримый факт сегодняшней советской дей
ствительности. Он выражается, в первую голову,
в росте культурных потребностей, и ярче всего— в повышении интереса к искусству, в частности —к театру. Это сказалось в повышении посещае
мости центральных театров, в повышении спроса на клубное зрелище и в повышении требований к этому зрелищу.
Центральные театры не в состоянии полностью удовлетворить эту потребность. Во-первых, число мест в центральных театрах — особенно на те спектакли, на которые наблюдается тяга рабочего зрителя — ограничено. Во - вторых, центральные
театры посещают лишь рабочие, для которых театр уже стал предметом первой необходимости. И, наконец, организационно эти театры еще далеко не увязаны с бытовыми особенностями ра
бочего зрителя. Налицо огромные кадры рабочих, которых еще надо приучать к театру, которым еще надо привить культурные запросы.
Этот кадр зрителей, еще сторонних театру, с каждым днем увеличивается. Это объясняется, с одной стороны, численным ростом рабочего класса, притоком новых сил из деревни, в связи о вводящимся семичасовым рабочим днем, в свя
зи с расширением ряда производств. О другой стороны, трактор новой советской культуры на
чинает взрывать все более и более глубокие слоя трудящихся, начинает захватывать слои еще недавно вовсе не знавшие, что такое театр.
Таким образом, этот, еще «дикий» зритель в центральные театры не попадает. Его инициативы еще недостаточно, его тяга к зрелищу еще не
настолько велика, чтобы преодолеть пять — шесть верст от жилища до центрального театра.
Остается клубное зрелище. Здесь тоже не все благополучно. Спектакль, показанный драмкружковцами, не может удовлетворить рабочего. Драмкружковцы недостаточно квалифицированы; другая причина, пожалуй, более серьезная, — медлен
ный темп работы кружка. Кружок, при лучших
условиях, не может поставить более 3—4 пьес в год, иначе он потеряет свои культурные функции и превратится в гнездо халтурщиков.
Клубы нашли простейший выход из этого положения. Простейший, но едва ли не самый неприемлемый — приглашение на гастроли актерских коллективов. Набранные о бору да с сосенки, работавшие с репертуаром многолетней давности и испытанной халтуры, выступавшие группой в 6—7 человек в пьесах, требующих 15—30
исполнителей, эти коллективы, калеча пьесы, калечили и рабочего зрителя. Это, собственно, и послужило основной причиной, настоятельно вы
двинувшей необходимость срочной организации передвижных театров.
О осени 1927 года — дата организации передвижных театров — начато планомерное обслужи
вание районного и клубного зрителя зрелищем, доброкачественным в театральном и общественном отношениях.


***


Зрелище на дому — так можно охарактеризовать работу передвижных театров. Зрелище художественное, общественно-необходимое, — во всяком случае, общественно-приемлемое, — доставляемое непосредственно к потребителю в заводской.


МТЮЗ


В полном титуле МТЮЗ’а — Московский Передвижной Театр Юного Зрителя, — ударение стоит, конечно, на слове «Передвижной». Оно опреде
ляет собою цели и задачи театра, лежит в основе его организационной структуры с первого дня возникновения, выражает общественную сущность и ценность МТЮЗ’а.
Общеизвестно, каким громадным препятствием в культурно-театральном обслуживании широких слоев взрослого рабочего зрителя является от
даленность наших основных, так называемых центральных театров от рабочих районов Москвы. Только в этом сезоне специально организованные передвижные театры начали вытеснять с клубной сцены разнообразную «проф»-халтуру, спе
кулировавшую на недостаточной обслуженности этой сцены полноценным художественно и политически зрелищем. МТЮЗ — передвижной детский театр — работает уже второй се
зон. Чтобы полностью понять всю важность и нужность этой работы — необходимо учесть, на
сколько детский театр ответственнее «взрослогопо силе и прочности воздействия; насколько меньше у нас в центре детских театров (всего один!), чем театров обычных; насколько сложнее и условиях нашего быта посещение ребенком те
атра; насколько, наконец, вредно халтурное, непроработанное педагогически детское зрелище и, вместе с тем, нежелательно полное отсутствие зрелищно-воспитательных моментов в жизни ре
бенка. МТЮЗ, приближающий художественнодоброкачественное и педагогически осмысленное
зрелище к детям отдаленных рабочих районов, в какой-то мере — изживает этот кризис.
Первые шаги МТЮЗ’а относятся к сезону 1925-26 г., когда он был только еще «инициатив
ной группой» передвижного детского теа-коллектива и лишь нащупывал почву для развертыва
ния работы. За сезон было проведено полтора десятка спектаклей в клубах; все они давались бу
дущему МТЮЗ’у только после упорной борьбы о клубными руководителями, подозрительно отно
сившимися к «новшествам» им предлагаемым, и предпочитавшими доморощенных «Красных ша
почек», «Золотых фей» и т. п. В следующем сезо
не — 1926-27 г., — когда МТЮЗ уже оформился, как коллектив Посредрабиса, и повел более пла
номерную работу, наладив, общественную связь о клубами — спектаклей МТЮЗ’а в клубах прошло свыше семидесяти. Тогда же МТЮЗ приступил к постоянной общественной и художественно-педагогической работе внутри театра и вокруг него, закрепил ядро основных работников и т. п.
На сегодняшний день — МТЮЗ неизмеримо вырос сравнительно с первыми робкими шагами два года назад. Театр вошел в сеть УМЗП, получил не
большую дотацию, имеет план работы и уверен
ность в завтрашнем дне; по линии общественной— создан активно работающий художественный со
вет, по педагогической линии — налажена связь со школами, пионеротрядами и т. п. Все эго благо
творно сказывается на качестве работы театра, который растет несмотря на многие и многие организационные и бытовые затруднения, вытекаю