Почти всякий рабочий, работающий иа производстве, загрязняет руки сма
зочными маслами, красками, пылью и др.
Чтобы отмыть эту грязь, нужно мыть руки теплой водой и мылом.
Чтобы сохранять кожу на руках здоровой и не вызывать болезней ее, нужно думать о ее чистоте — мыть чаще и чище.
Обязательно надо стричь коротко ногти.
Чистые руки не занесут грязи и заразы в рот, на лицо, в глаза и проч. По некоторые вещества не отмыва
ются теплой водой и мылом, поэтому приходится предварительно мыть руки
различными растворами (скипидаром, керосином, слабыми кислотами, слабы
ми щелочами и пр.), а затем вымыть теплой водой и мылом.
В пыльных производствах загрязняется кожа всего тела. Пыль смешивает
ся с потом, закупоривает потовые и сальные желевки.
Если собрать весь пот, выделяемый человеком за сутки, то можно набрать 3 — 3 1 /2 стакана, а у рабочего, выполняющего тяжелую работу, раз в 10 больше.
Можно себе представить, какой слой грязи накопляется на теле, когда этот пот смешивается с пылью.
Нужно смывать под душем, в бане, в ванной эту грязь с тела, иначе огромная и важная работа кожи (дыхание, выделение пота и пр.) нару
шится, да и сама кожа в некоторых местах пострадает — заболеет.
То же нужно сказать про рабочих горячих цехов. Высокая температура, в помещении да еще тяжелая физиче
ская работа ведут к тому, что только за время работы рабочий выделяет 15 — 20 стаканов пота.
В горячих цехах много пыли и копоти от печей, от пека, окалины и пр.
После работы такой рабочий буквально с ног до головы покрыт копотью, смешанной с потом.
Поэтому он должен принять душ с теплой водой и отмыться под ним мылом, чтобы вся грязь смылась.
Какое значение имеет чистая кожа, видно из следующего: если покрыть всю кожу человека лаком, то вся
работа кожи прекращается. Человек в таком состоянии может прожить лишь несколько часов.
Наконец, нужно отметить, что много пота, пыли и грязи скопляется в волосах. Поэтому имеет большое значение частое мытье головы. Но в пыль
ных производствах и в горячих цехах
нужно обязательно коротко стричь волосы на голове: это и проще, и лучше, и здоровее.

Как

поддерживать чистоту тела

на производстве

Горячая ванна и душ для коровниц

Совхоз Мосздрава в Никольском.
Наш совхоз, задача которого поставлять молоко для больниц, может кое-чем гордиться.
Возьмите хотя бы скотный двор совхоза Поставленный по последнему слову техники, он становится
своего рода учебным заведением для крестьянства окружающих деревень. Крестьяне приходят сюда, приглядываются, перенимают совхозские способы, говорит:
— Скот у вас прямо-таки на буржуйском положении находится...
Недавно у нас в совхозе проведено в жизнь еще одно замечательное мероприятие.
Для скотников, для коровниц устроена ванна и душ с горячей водой. После уборки скота люди
принимают ванну. Нет нужды доказывать ценность этого мероприятия.

РАБОЧИЙ После работы - душ

Советская власть ежегодно расходует в буквальном смысле слова десятки миллионов рублей на установку на вредных предприятиях сложных вен
тиляционных сооружений, на устройство душей, бань, специальных раздевалок и т. п.
На эти нужды было по СССР в 1927—1928 гг. израсходовано почти 10 млн. рублей, а в 1928— 1929 гг. ассигновано 17.200.000 рублей.
Душами на предприятиях ежедневно пользуются
многие тысячи рабочих.
А. ЯВНЕЛЬ