планов промышленности и перемены точки зрения в кругах хозяйственников на вопросы оформления фабриката. Большинство деятелей искус
ства еще не преодолело взгляда на искусство, как на „чистое искусствоъъ, с одной стороны, и „прикладное“с другой. Этому большинству еще не вид
ны те культурные сдвиги, которые уже предначертаны современным индустриально-техническим развитием страны в каждой из областей искусства.
Благодаря поднятию технического уровня населения в целом, благодаря курсу развития советского хозяй
ства на широкую индустриализацию страны — архитекторы - конструктивисты сегодня вышли на смену немощной архи
тектуре ампиров, рококо и бароко; стиль и назначе
ние современной мебели, посуды и обуви требуют в общественном плане не
медленного вмешательства в соответствующие производства художников — де
лателей вещей; искусство станковой живописи под напором индустриального развития начинает расши
рять горизонты своего производства: от подрамника кустаря-одиночки ху
дожник кисти переходит к литографскому станку полиграфической про
мышленности, к ткацкому станку — текстильной. Уродство бытовых форм
может быть уничтожено не только средствами экономическими (бюджет, стро
ительство), и научными
(напр. — гигиена жилища), но и средствами массового художественного воспита
ния. Это воспитание мы сможем считать толькотогда успешным, когда в потребителе любого фабриката приятное впечатле
ние будет возбуждать высшая техническая(рациона
льная) форма, в то время как низшая техническая форма будет вызывать впе
чатление уродства и даже нелепости. Вот почему в эпоху индустриализации нашей страны каждая вещь, выставленная в торговой витрине, ка
ждый товар, лежащий на полках магазина, имеет, кроме своего прямого назначения, еще назначение воспитательное. В этом отношении торговые аппараты госорганов нужно рас
сматривать, как своего рода аппараты агитации и пропаганды, а оформле
ние всякого фабриката—как средство борьбы с реакционными вкусами ме
щан, с гнилой эстетикой мелкой буржуазии.
В наши дни, когда мы на всех фронтах культуры ведем неумолимую борьбу с реакционными тенденциями, когда мещанин прет из многих углов