Въ саномъ дѣлѣ, можно ли сумнѣвапіься въ томъ, что бы животныя, имѣющія подобное нашему строеніе тѣла, не имѣли и




подобныхъ нашимъ чувствованій? онѣ чувствительны, поелику имѣютъ чувства; но шѣмъ еще бываютъ чувствительнѣе, чѣмъ




чувства сіи дѣятельнѣе и совершеннѣе; напротивъ того іпѣ, у коихъ чувства тупѣе, имѣютъ ли превосходное ощущеніе? тѣ же, коимъ не достаешь какого либо чувственнаго орудія, или какого чувства, не суть ли лишены всѣхъ ощущеній къ сему ору




дію относящихся? Движеніе есть непремѣнное слѣдствіе дѣй




ствія чувствованія. Мы доказали, [(*)] что всякое существо, какъ бы оно устроено ни было, когда имѣетъ чувствованіе, то нс




минуе


и шакЪ просилЪ овЪ у своего любомудрія позволенія утверждать послѣднее. Разность нашихЪ ощущеній , при мученіяхЪ «сѣми чувствами ода


реннаго существа и низверженіи подрубленнаго дерева , бвзЪ сумнѣнія основана не столько набольшемЪ или меньшеыЪ подобіи, сколько на раз




сужденіи, что совершенное животное, когда оно мучимо бываетЪ, шерпигаЪ




болѣе нежели несовершенное, какова устрица; напротивъ того дерево по подрублен іи онаго,ничего нечувствуешЪ. JI тавЪ,чѣмЪ болѣе, по мнѣнію нашему, или менѣе, чувствующее существо страдать кажется, тѣыЪ большее или меншее участіе приемлетЪ человѣкъ вЪ болѣзни терпящаго. Степени подобія вЪ строеніяхъ тѣла, или вЪ стройности онаго, не когутЪ почти инаго кромѣ случайнаго имѣть вліянія. Сожалѣніе, животными оказы


ваемое при вспіретившемся предметѣ, ежели изъявляемое ими при семЪ изумленіе или другія наружныя движенія, дѣйствительно заслуживаютъ


сіе наименованіе, основывается не на различныхъ размышленіяхъ , каг.Ъ у человѣка, но на ощущеніяхъ, произшедшихЪ отЪ испытанныхъ уже ітодоб




ныхЪ слугчаевЪ. Оно есть сожалѣніе низшей степени и болѣе стрзхЬ и изумленіе, нежели собственно сожалѣніе; совсѣиЪ тѣмЪ нѣчто превосходнѣе нежели простое механическое движеніе.




[(*)]Смотри разсужденіе о естествѣ живошныхЪ »Ъ 5 части сей Есте




ственной Исторіи.