Это убеждение относится не только к музыке; оно существует и по отношению ко всем прочим отраслям искусства. Как только поэт, живописец, музыкант выходит из камеры на улицу — о нем говорят, что он не поэт, не живописец, не музыкант, а площадной фигляр.
Жаров и Уткин отказались выступать на одном концерте вместе с Кирсановым, потому что Кирсанов-де не поэт, а эстрадник. Живописцы не признают плакатистов потому, что плакатисты раз
вешивают свои плакаты по улицам. Музыканты не признают- джазбанд за музыку потому, что джаз-банд исполняется не в концертном,
а в ресторанном зале. Театр долго не признавал кино за искусство потому, что оно уличное.
Для нас плюсы и минусы распределяются иначе, чем у буржуазных эстетиков. Камерное для нас минус, массовое для нас плюс. Джаз-банд, именно потому что он массовый, является для нас новой нужной формой музыкальной культуры.
На улице нельзя играть на тех же инструментах, на которых играют в комнате; их не будет слышно. Поэтому установка на тональную музыку сменяется установкой на музыку тембральную.
В тональной музыке звук алгебраизирован, отвлечен от материала того инструмента, который его производит. Различие тембральных окрасок играет роль добавочного фактора; основным является
математика чистого тона. Тон, взятый на скрипке, вполне соизмерим с тоном, взятым на корнете. В тембральной музыке звук материа
лизуется: на первый план выступает не алгебра звука, не его условная математическая величина, а реальное шумовое звучание. В тембральной музыке нет тонов, а есть тонально окрашенные шумы; на первый план выступают инструменты, которые в тональ
ной музыке были в загоне за их слишком резкую шумовую окраску. То, что было недостатком в прежней музыке, становится достоинством в музыке современной.
Еще до появления джаз-банда передовые музыканты пытались нарушить однообразную математику тонального ансамбля введением в него шумов. Наряду с этим шло увлечение экзотическими, этно
графическими инструментами. Тональный строй современной музыки перестает удовлетворять даже музыкально-эстетическим запросам.
Когда музыка вышла на улицу, когда ей был дан заказ играть не только в консерваторских залах, но и на площадях, тяга к шуму стала еще настойчивей.
Джаз-банд резко и решительно порвал с принципами камернотональной музыки и дал образцы музыки тембрально-площадной.
И еще. Джаз-банд не приспособлен к изолированному восприятию; его надо не слушать, а ощущать. Джаз-банд предполагает не сидящую аудиторию, а движущуюся толпу, в танце или просто на гулянии.
Задача джаз-банда не вырывать человека из обычной обстановки и уносить в условный мир музыкальной формы, а в том, чтобы усиливать те ощущения, в которых человек в данный момент на