Ринг Лефа

— Товарищи! Сшибайтесь мнениями! — Тема: —,Одиннадцатый“ Д. Вертова
— „ Октябрь Эйзенштейна и Александрова На ринге: — О. Брик. В. Перцов. В. Шкловский

О. Брик

„Одиннадцатый Вертова
Каргина „Одиннадцатый” работы Дзиги Вертова и М. Кауфмана — показательное явление на фронте борьбы за неигровую фильму. Плюсы и минусы этой картины одинаково важны и интересны.
Картина представляет собою монтаж неигровых засъемок, произведенных на Украине. Чисто операторски засъемки сделаны Кауфманом блестяще. Что же касается монтажа, то единого целого из картины не получилось. Почему?
Прежде всего потому, что Дзига Вертов не нашел нужным положить в основу картины точный, строго разработанный, тематический сценарий. Вертов легкомысленно отвергает необходимость сценария в неигровой фильме. Эго крупная ошибка.
Неигровая фильма требует сценария еще в гораздо большей степени, чем фильма игровая. Под сценарием не следует разуметь простого фабульного^ изложения событий. Сценарий — это мотиви
ровка съемочного материала, и неигровой материал требует этой мотивировки еще в большей степени, чем материал игровой. Думать, что хроникальные засъемки, склеенные без внутренней тематической связи, могут дать картину—более чем легкомысленно.
Вертов пытается заменить сценарий надписями. Пробует дать кадрами семантику через слово, но от этого толка никакого не получается.
Семантика не может быть извне приложена к кино-кадру, семантика заключена в самом кадре. Если ее в кадре нет, то ника
кими словесными надписями дать ее невозможно. И обратно, если в кадре имеется определенная семантика, то никакими словесными надписями переменить эту семантику нельзя.
Вертов берет от целого съемочного куска отдельные кадры, комбинирует их с кадрами от других съемочных кусков и связы
вает все это общею надписью, думая, что эта общая надпись сольет различную семантику кадров в одну новую. В действитель
ности же эти кадры расползаются, тянутся к основным съемочным кускам, и надпись болтается над ними, никак их не объединяя.