В картине „ Одиннадцатый“ есть большой съемочный кусок, дающий работу в угольных шахтах. Весь этот кусок имеет свою семантику; и есть другой кусок, дающий работу на металлургическом заводе, имеющий свою, отличную от первого куска, семантику.
Вертов отрезает от каждого куска несколько метров, соединяет их вместе и пишет над ними: „Вперед к социализму , а в дей
ствительности зритель, воспринимая угольный кадр, вспоминает семантику всего угольного куска и, воспринимая металлургический кадр, вспоминает весь металлургический кусок-—и никакой ассо
циации с темой „Вперед к социализму у него не появляется. Для того, чтобы дать новую тему—-„Впереди социализму , необходимо было дать новый, неиспользованный еще съемочный материал.
Отсутствие тематического сценария сказывается также на чрезвычайной бедности тематических заданий оператору.
Вертов собирался сделать картину к 10-летию Октября и не нашел никаких других тем, кроме засъемки работы металлургического завода, работы угольных шахт и Днепростроя (вода и зем
ляные работы). Разумеется, что на этих трех случайных темах сделать юбилейную картину о нашем строительстве совершенно немыслимо.
Надо твердо установить, что движение вперед неигровой фильмы тормозится сейчас пренебрежением работников к сценарию и к предварительной тематической разработке всего плана. Поэтому не
игровые картины рассыпаются на отдельные съемочные куски, плохо склеенные патетическими надписями.
Любопытно, что картина Шуб „Падение династии Романовых , составленная из старых заснятых кусков, производит гораздо более цельное впечатление благодаря тщательной проработке тематического, монтажного плана.
Отсутствие тематического плана влияет, конечно, и на работу оператора. При всех блестящих качествах кауфмановских засъемок они не выходят из рамок зрелищного показа.
Сняты они только потому, что представляют собою чисто зрелищный интерес. Они могли бы быть включены в любую другую картину. Момент репортажа, момент публицистический в них отсутствует совершенно. Это — прекрасные натурные съемки, неигровые куски для игровой ленты.
Происходит это потому, что Кауфману не было известно, для какой темы он производит свои засъемки, с какой семантиче
ской точки следует эту натуру взять. Он снимал их так, как ему,
оператору, казалось интересней, и с этой точки зрения, с точки зрения операторского вкуса и мастерства — они превосходны, но сняты они в плане эстетическом, а не хроникальном.
Надо думать, что большую роль в этом отсутствии тематического плана играют ненормальные условия, в которых приходится работать работникам неигровой фильмы. К услугам художе
ственной, игровой фильмы — фабрики, сценаристы, деньги, а не