вянные готовые постройки, балки, кирпичи и железо. От американцев „Св. Анна“—части машин для первого Усть-камчат
ского рыбо-консервного завода. За 23 дня на пустынном берегу выстроено 21 здание. Больница на 15 коек. Центральное завод
ское здание — 20 000 куб. метров. „Рыба не считается с кодексом законов о труде.“
— Мы только-только успели поставить завод. Ждали, что рыба по прошлогоднему пойдет не раньше 14—16 июня и вдруг — рыбоход обозначился уже 7-го.
— Выработка в 1927/28 году рассчитана на 90 000 ящиков консервов (ящик — 48 банок) на 2 миллиона рублей.
Рыбацкая коса. Рыжий песок, рыжие мхи. Спустили госрыбтрестовский катер. Ветер мешает и воет. Ему помогают собаки. Полудикая камчатская собака лает редко и неумело.
Остров Карагинский. Выгрузили готовый дом для фактории Дальгосторга. На острове 48 коряков. Оставили двух госторговцев. Они должны создать за зиму питомник чернобурых лисиц. Среди
коряков объявлен улов диких лисиц. За каждого убитого медведя—двойная плата.
„Лисий остров — для лисиц“. Пушнина дороже золота. Пуд золота стоит 21 000 рублей, пуд соболиных шкурок — 23 000 р.
Селение и река Анадырь. Высадили дальзолотскую экспедицию. Река прячет золото. Но еще больше рыбы. Двое чукчей, студентов ЛИЖВЯ (Ленинградского института живых восточных языков) в ожидании нас от скуки за 3 дня выловили 5 тысяч штук кеты.
Анна Михайловна передала мне рукописи — наблюдения за три года жизни среди чукчей. Анна Михайловна из той породы шкрабов-фанатиков, которые идут в добровольную ссылку в дебри крайнего севера. Умоляет выслать со следующим пароходом „Но
вый леф“. Она гордится: у нее есть одна книжка „Лефа“ за 1924 год.
Много расспрашивает. Много рассказываю. Удивительное ощущение — будто говоришь с выходцем с того света.
Достаточно двух суток добровольчого одиночества в вонючей яранге, чтобы понастоящему постичь смысл, значение и силу печатного слова.
Чукчи искусно покрывают рисунками моржовые клыки. Заместитель председателя комитета Севера т. Лукс взял четырех наиболее способных чукчей в Москву для „завершення художествен
ного образования“. Еще на пароходе, одетые в новые ситцевые рубахи, они выглядели поевропейски.
Во Владивостоке, пока шли до гостиницы, их внимание было привлечено не городским шумом, не домами, не трамваем, а... маленькой собачкой, бежавшей возле дамы.
Чукчи бесцеремонно тычут пальцами на даму и дико хохочут во всю улицу.
Оказалось, они до сих пор думали, что собаки бывают только
большими, на которых можно ездить.