риала (ММИ, например, до сих пор консервирует в шкафу свой ценнейший негативный материал, не выпуская тематического альбома и не делая с наиболее интересных негативов диапозитивы для демонстраций — и это при активном методе преподавания,—приведенные примеры убеждают в том, что при правильном подходе фотоснимок становится крайне выразительным и наглядным средством передачи технических знаний.
Значительная распространенность фото сегодня, а главное, быстрый рост молодой советской фотооптической промышленности —1 делают фотогра
фию одним из доступнейших средств технической пропаганды. Отнюдь не противопоставляя фотоснимок производственной или научной кинофиль
ме, надо, однако, четко определить огромную об
ласть применения технико-производственного снимка в техпропаганде.
Основная сфера использования технической фотографии это: производственные кружки типа «техмассовских», краткосрочные технические курсы, детские технические станции, выставки, рас
считанные на массового посетителя (в цехах, в клубах, в парках1 культуры и отдыха).
Одновременно при еще совершенно ничтожном ассортименте научно-технических популярных фильм и слабом их распространении, ни в коем случае не следует игнорировать значение примене
ния фотоснимка как наглядного пособия во втузе, техникуме и ФЗУ. (Говоря в дальнейшем о фото только во втузе, я, однако, везде подразумеваю фотоработу и в техникумах и ФЗУ, конечно, в соответствующем преломлении — В. В.)
Но производственно-технический снимок может стать мощным средством технической пропаган
ды только при условии, если создание/снимка как пособия, т. е. выбор объектов съемки, системати
зация снимкой (подбор серий) и техническое оформление их, перестанет быть делом «специализировавшихся» на этом культурно-просветительных организаций (политттросветы, ОНО), заготовляющих сегодня серии шаблоннейших диапозитивов.
Создание мощного фонда технических снимков, обеспечивающих гибкость этого вида технической пропаганды, должно стать делом ) широкой технической общественности.
Поэтому сейчас крайне важно наметить очаги создания и обработки технико-производственного снимка, наиболее гибкие пути использования его в деле массовой технической пропаганды.
Втузы и техникумы, работающие по заданиям социалистической промышленности, готовящие для нее кадры, имеют все основания стать цен
трами технической пропаганды фотографией и фотодиапозитивом. Основная предпосылка этого — повседневная связь втуза с промышленностью. Независимо от форм чередования /учебы и практики жизнь втузов сейчас построена так, что половину всего срока обучения студент проводит за практическим изучением машин, агрегатов, их эксплоатации, технологического процесса, планирования и т. д. Это обстоятельство открывает фотоаппарату втузовца неограниченные возможности в сфере создания’ производственно-технического снимка.
Если к этому прибавить фототехническую вооруженность втузовца (знание физики и химии), его общетехническую грамотность и, наконец,
Ю сравнительно высокую насыщенность студенче
ской массы фотоаппаратурой, то роль втузов в технической пропаганде с помощью фото выявится со всей наглядностью.
Производственно-техническая фотопродукция втузовцев при правильной организации засъемки и использования ее особо ценна благодаря двой
ственному ее назначению. По лини» внутривтузовской, в порядке углубления текущей учебы, она может служить средством передачи техзнаний с производства во втуз; па линии массовой технической пропаганды должна стать средством использования научно-технических сил втуза (аспирантуры, студенчества).
Систематизированный и обобщенный фотоснимок с производства при демонстрации внутри втуза эпидиаскопом или в виде диапозитивов даст богатейший материал для дискуссий, обмена опытом, изучения изменения во времени технологи
ческого процесса, реконструкции оборудования и т. д.
В качестве фотокарточек по отдельным разделам технологии фотоснимки могут быть использованы как каталог по видам оборудования (стан
ки двигатели, транспортирующие устройства) для будущего инженера-конструктора или производственника, являясь ценнейшим справочным материалом.
Как иллюстративный материал к научно-исследовательским работам и, главное, как источник высококачественной иллюстрации к печатному по
собию, технический снимок приобретает в жизни втуза особое значение.
Простота размножения фотоснимка обеспечивает возможность снабжения техническими иллю
страциями каждого желающего для того или иного использования. Здесь кроется основное преимуще
ство технического фотоснимка перед технической кинолентой: простота ознакомления с материалом. Ведь распространение киноленты в пространстве ограничено густотой сети кинодемонстрационных точек, с другой стодоны она связана громоздкостью, нерентабельностью демонстрации кино
фильмы 2-3 зрителям. (Мною опущены вопросы
использования фотоаппарата исключительно внутри втуза: в лабораториях и кабинетах. Не за
тронуты и вопросы репродуцирования чертежей, засъемки моделей и т. д.).
Демонстрация снимками правильных приемов обращения с инструментом и машинами, противопоставление им неправильных приемов и демон
страция аварийных моментов,—вот верный ключ к «ликвидации элементарной технической неграмотности широких масс рабочего класса» (докладная записка т. Бухарина).
Безусловно, успех демонстрации достигается сопровождением фотодокументов обстоятельным пояснением-—печатным в виде текста или устным.
Фотоснимки передаваемые из рук в руки при производственной беседе как отдельные кадры или как техническая прокламация, состоящая из серии снимков и текста, могут сыграть колоссальную роль. Необходимо лишь соблюдение обязательного условия — материал должен быть посвящен одному конкретному техническому вопросу.
Возможны и другие формы использования фото как орудия борьбы за техническую грамотность, за осознание единого технического комплекса. На