сзади электролампой раскрашенные диапозитивы производят хорошее впечатление и оживляют выставки.
Еще раз напоминаем о там, что фото представляет собой самое! главное сырье в наглядной апитпролпродукции Института. Небезынтересно, как Институт добывает фото. Самый простой путь—это получение фото через Прессклише. Униояфото, ныне Союэфото.
К сожалению, эти организации дают очень небольшое количество материала по вопросам са
нитарной культуры, а если и дают, то как по содержанию, так и по оформлению этот материал мало удовлетворителен.
Причина этого кроется в том, что фотографырепортеры не разбираются большею частью в вопросах санитарной культуры и при съемке не
достаточно учитывают назначение своего снимка. Снимки часто носят сугубо-формалистический характер.
Одна из целей настоящей заметки — обратить внимание фоторепортера и фоторабкора в осо
бенности на серьезное значение санитарно-культурных фотоснимков. Мы сплошь и рядом натал
киваемся на факты, позорящие нас. Например, снимается перевозка хлеба. На хлебе, непокрытом брезентом, сидит рабочий. Это отрицательное явление не находит соответствующей оценки в текстовке. Далее, изображается диэтстоловая. Боль
шинство обедающих сидит в одежде, на голове шапки. В текстовке указаний на недопустимость этого нет. Снимается перевозка вторых блюд в вагонетке. Тарелки наложены одна на другую в 4-5 ярусов. Вопиющая ненормальность и антисани
тария. В текстовке восхваляется механизация. Изображается прививка против дифтерии. Снимается большое количество матерей с детьми но
коленях; люди сидят в тесноте, прижавшись друг « другу. Указаний в текстовке на недопустимость такой прививки нет. Возможно, что ее и не было, а она была инсценирована фоторепортером. Изо
бражается машина для резки хлеба. Рабочий V машины в шапке. Примеров можно привести бесконечное множество. Они указывают, как уже говорилось, на санитарно-культурную неграмотность тех, кого снимают, а также и тех, кто снимает, и даже тех, кто редактирует листовки.
Конечно, фото, санитарно не выдержанное, в опытных руках может также сослужить хорошую работу. Оно легко может превратиться в наглядное пособие «как не надо». Но вся беда в том, что Союэфото такие фото выпускает как образцы лучшего.
Наше мнение таково, что Союэфото надо проделать совместно с Санпросветом большую работу по ликвидации санитарной неграмотности среди
своих кадров. Побольше внимания к снимаемым объектам, побольше внимания к текстовкам. Часто фото искажается от того, что репортер прибегает к инсценировкам. Умело проделанные ин
сценировки украшают фото. Инсценировки нужны и полезны, но нужно это делать умело. Нужно иметь хотя бы элементарные понятия о том процессе, который снимается.
Прием негативов от фоторепортеров в Союзфото, по нашему мнению, должен быть урегули
рован так, чтобы была известная гарантия в том, что материл подается удовлетворительным как с точки зрения техники, так и содержания. Неплохо
было бы завести такой порядок, чтобы на каждом пробном отпечатке ставилась виза того предприятия, которое было сфотографировано, или со ответствующего научного института.
Сырье, доставляемое Союэфото, должно быть доброкачественным. При всех прочих условиях Союэфото должно расширить рамки своей деятельности в области засъемки бытовых объектов городского благоустройства (отрицательных и по
ложительных). Дома, квартиры, кухни, ванные, коридоры, полы, окна, как они содержатся и ка
ков за ними уход. Дворь, зелень, помойные ямы. мусорные ящики и т. д. Улица, отношение к улице. Бани. Труд и быт горняка, лесоруба, строителя. Проституция, потребители проституции. Сани
тарная культура на предприятии. Поведение рабочего на производстве. Отношение к машине, к станкам, к оборудованию.
В виду известных трудностей в выборе объектов и засъемке их, Институт санитарной культуры выражает согласие на дачу консультаций по всем вопросам съемки.
Второй способ получения фото—это заказы отдельным фоторепортерам. Но фотографы с тру
дом идут на съемки необходимого нам материала, а если идут, то даже после подробного инструк
тажа снимки зачастую приходится браковать
Опыт Института показал, что лучшим способом добывания фото является совместная работа вра
ча санкультурника с фотографом! или еще лучше работа врача, владеющего фото.
Третий путь получения фото—это использова ние фоторабкоровской сети. Действительно, фото рабкоры могут дать богатейший бытовой мате
риал. Живя в самой гуще быта, ежедневно стал
киваясь с фактами антисанитарии в жилище, в столовой, в кухне, во дворе, ежедневно сталкиваясь с явлениями алкоголизма, хулиганства, трав
матизма, симуляции, фоторабселькоры могут, фик
сируя все это, дать злободневный острый мате
риал для своих стенгазет в первую очередь и для санпросветов, как материал для выставок диопо зитивов и т. д.
Институт санитарной культуры мог бы приобретать наиболее интересные фото по санитарному состоянию быта. Кроме того Институт мог бы оказывать содействие в проработке как планов засъемки, так и в выборе объектов.
Институт, беря на себя это обязательство, счи тает возможным предъявить фоторабкоровской сети и свой социалистический счет: больше внимания вопросам быта в городе и деревне, городскому хозяйству, поведению трудящегося в быту и труде. Фото должно быть призвано на службу санитарной культуре!
А. НЕСТЕРЕНКО
СОЮЗФОТО МОЖЕТ И ОБЯЗАНО
использовать указания и помощь Института санитарной культуры. Путем оперативной связи с соаетсними, общественными, хозяйственными орга
низациями и научными учреждениями Союзфото добьется повышения качества выпуснаемой продунции.