В ряду патентованных халтурщиков не последнее место занимает Г. Г. Газелиус, реклами
ровавший себя в Челябинске, как борца за новый быт и „премированного артиста Персии , имеющего похвальные отзывы от т. А. В. Луначар
ского. В афишах Газелиус обещал следующие сверхфокусы:
I. Адская палатка. Зрители-будут чувствовать холод и жар.
II. Наука египетских жрецов. Газелиус заставит позабыть свою фамилию и адрес на 10 минут.
III. Ковчег дервиша. Моментальное
освобождение из-под стражи.
Такова программа-минимум Газелиуса. Возникает невольно вопрос: какое отношение к новому быту может иметь ковчег дервиша или даже адская палатка имени Луначарского?
В Галиче „первая в России женщина мнемотехник А. А. Мартынова афишируется следующим образом:
„Искусство мнемоники основано на памяти, фантазии, воображении, физиогномике, математической выкладке, игре слов и ничего общего не имеет с колдунами и всякого рода чародеями, а только наблюдатель
ность, свои соображения и многолетняя практика. Многие слышали, но не имели случая видеть Мартынову на сцене и бесе
довать лично. Удивительное развлечение! Интересно! С благотворительной целью высту
паю бесплатно. Дома принимаю от 11 — 2 ч. дня и от 4 — 7 ч. веч.“
В каком состоянии пол в квартире у Галичского мнемо-техника (не мнимо-ли техника?). отсутствует ли там духота, сведений об этом у нас не имеется. Зато на этот счет мы осведомлены великолепно, поскольку речь идет о Моршанском театре, благодаря присланной нам афише, в кото
рой не без высокоторжественности возвещается:
„Полы в зале вымыты. Всякая духота отсутствует. Всякая реклама излиш
ня. Зная потребности и вкусы нашей публики, надеемся, что и в данном случае она останется вполне довольной .
Просьба ко всем читателям присылать материал для фельетона „На разные темы , совер
шенно не стесняясь формой изложения.

* * *
„Проездом русско-китайской труппой цирковых артистов под упр. Чарской дано будет большое представление: невиденное зрелище, метание ножей в живого человека. Чудо XX века. Комические акробаты из двух персон. Большая комическая понтомина с разговором. “
Так и напечатано: „понтомина (!) с разговором . Нечто такое, о чем искусствоведам нашйм и
не снилось!
* * *
!!!Анонс!!! Спешите видеть!!! Проездом во Владивосток и обратно труппой ленинградских театров, любимцев пролетар
ской публики представлена будет исключительнейшая программа из оперной жизни.
Такая афиша расклеена была в Вяземке (Уссурийской ж. д.)
А через несколько дней Хабаровская газета „Тихоокеанская Звезда поместила письмо в редакцию:
„Дорогой тов. редактор!
Надо обязательно пропечатать в нашей газете следующую статью:
Обращаюсь ко всем ленинградским артистам драматических и не драматических и всяких театров вообще, что для наших рабочих и крестьян ваши постановки никудышны, потому как они все не из нашей рабоче-крестьянской оперы. Нам давайте оперу из нашей собственной жизни.
Потому я вам, артисты ленинградские, и говорю, через нашу газету, чтобы вы, когда поедете обратно, к нам с такими фортелями не заезжали, да и нужны-то они кому ваши постановки ..
* * *
Почище фортель—из той же „оперной жизни — выкинут был в Георгиевске, где широковеща
тельными афишами народонаселение оповещалось о постановке оперы „Фауст , при чем слово „Фауст набрано было крупным шрифтом, а под ним еле-еле виднелось словечко „дыбом , вряд ли доступное невооруженному глазу. Афиша сделала свое дело и театр наполнился любителями опер
ного искусства, вставшими на дыбы, когда, вместо „Фауста , юмористы Снегов и Южин выступили с бездарными куплетами на злобу дня.
Ничего кроме злобы „Фауст дыбом в сердцах
георгиевцев не пробудил.* * *
Рекорд побит, однако, в столице ленских приисков, в г. Бодайбо, где выпущена афиша.
„Турнэ по Дальнему Востоку. Вы не верите? Ей богу, во вторник профессор московского театрального универ
ситета Николай Луганский прочитает лекцию.
Основы—положения доклада: 1) ослепительная феерия нового театра, 2) о выдержании современного репертуара, 3) выпуклый колорит московских театров, 4) голые аффекты и суммы возмож
ностей, 5)смысловое ядро женского тела. Доклад сопровождается сильным бале
том несравнимой Клио Луганской, после которого состоятся прения .
Прения? Уж не на тему ли о том, что плохой товар требует хорошей рекламы?
Б. К.
***
Без претензий на новый быт и без ссылок на Наркомпрос афиша, доставленная нам из г. Тайга: