восточную и юго-восточную границы Венгрии. 1-го декабря в Дьюлавехерваре было созвано национальное собрание всех венгерских румын, вынесшее резолюцию о присоединении к Румынии всех румынских зе
мель Венгрии под условием обеспечения им впредь до окончательного решения учредительного собрания временной автономии.
Помимо права народов на самоопределение и «стародавней мечты», у бухарестского правительства был и вполне конкретный юридический титул для аннексии румынских земель Венгрии. Таким титулом служил ей ее союзный договор с Россией, Францией, Великобританией и Италией от 17 августа 1916 г. Согласно статьям 3 и 4 этого договора, Румыния получала право на аннексию венгерских территорий в грани
цах, образуемых рекой Прутом, пограничной линией между Галицией и Буковиной и Галицией и Венгрией, течением реки Тиссы на весьма значительном его протяжении и вплоть до слияния Тиссы с Дунаем, а потом по Дунаю до старой румынской границы. Всего в таком по
рядке должно было отойти к Румынии приблизительно около трети прежних венгерских владений. Вот почему бухарестское правительство решило не считать себя связанным белградской военной конвенцией союзников с Венгрией от 13 ноября (см. ниже), установившей линию союзнической оккупации по Марошу. Как раз в тот день, когда от
крылось национальное собрание в Дьюлафехерваре, румынские войска достигли берегов этой реки. Через неделю они перешли ее, разлились по всей Трансильвании, а в конце концов заняли и столицу Венгрии Будапешт. Тщетно парижский верховный совет посылал румынам вначале ультиматум за ультиматумом: он был поставлен перед совершив
шимся фактом и в конце концов смирился. Что особенно характерно, Румыния добилась на парижской конференции осуществления своих весьма широких национальных и империалистических вожделений, не взирая даже на то, что 5 мая 1918 г. она вышла из войны, а 7 мая подписала с центральными державами мирный договор в Бухаресте.
Что касается итальянцев, то их претензии в отношении Австро- Венгрии проистекали, в первую очередь, из давнего стремления вер
нуть себе так наз. Italia Irredenta. Правда, связанное с Австро- Венгрией до войны союзным договором, итальянское правительство официально было против борьбы за ирреденту, но именно лишь офи
циально. Решив во время войны порвать с прежними союзниками, Италия подписала 26 апреля 1915 г. соглашение с Россией, Францией и Великобританией, обещавшее ей за выступление на их стороне целый ряд весьма крупных компенсаций. В частности, в эти компенсации входило получение за счет Австро-Венгрии: Тренгино, Цизальпинского Ти
роля вместе с Бреннером, Триеста, графств Горицы и Градиски, всей Истрии до Кварнеро, включая Волоску и Истрийские острова Керсо,
Луссин, а также ряд малых островов и островков; далее, к Италии должны были отойти — Далмация от мыса Планка на юге и до Лиссарицы и Трибании (включительно) на севере; наконец, к ней же должны были перейти и все острова, расположенные к северу и к западу от Далмации. На парижской мирной конференции итальянская делегация выдвинула также требование о присоединении к Италии Фиуме, но натолкнулась на энергичное сопротивление Вильсона и югославов.