дивизии; остальные венгерские сухопутные силы и все морские силы подлежат демобилизации (ст. 2). Главнокомандующий союзными вой
сками получает право занимать по своему усмотрению любые местности и любые стратегические пункты в Венгрии; за союзными вой
сками сохраняется право прохода по всей венгерской территории, пребывания в ней и пользования для своих нужд всеми дорогами и всеми средствами сообщения в Венгрии, государственными и частными (ст. 3). Венгрия обязана оставить на месте всех железнодорожных служащих и весь железнодорожный материал, а, кроме того, выдать Сербии 2.600 вагонов и 150 паровозов (ст. 4). На месте должна оставить Венгрия и весь личный состав своего флота и всю его материальную часть; она передает союзникам 6 мониторов и собирает остальной дунайский флот в одном из дунайских портов по указанию союзников на предмет его разоружения; Сербии она выдает 10 пассажирских пароходов, 10 бук
сиров и 60 шаланд (ст. 5). Согласно статьям 6—8 договора, Венгрия дает союзникам 3.800 солдат железнодорожных частей для починки сербских железных дорог и телеграфные войска для починки сербских телеграфов и телефонов, а также предоставляет в распоряжение союзников 25.000 лошадей и нужные перевозочные средства. Она сдает ору
жие и военное снаряжение в указанные союзным командованием места (ст. 9). Она освобождает союзных военнопленных и гражданских интер
нированных без применения к ней самой начала взаимности (ст. 10). Германские войска в двухнедельный срок должны быть выведены из Венгрии; почтовые и телеграфные сношения Венгрии с Германией могут иметь место лишь под контролем союзников и не должны носить воен
ного характера (ст. 12). Венгрия обязуется сообщить союзникам рас
положение мин, поставленных Австро-Венгрией на Дунае и в Черном море, и убрать эти мины (ст. 13). Служба почт, всех телеграфных и телефонных сообщений и железных дорог в Венгрии будет поставлена под союзнический контроль (ст. 14). Венгрия обязуется допустить в министерство, ведающее дело продовольствия, союзнического предста
вителя (ст. 15). Венгрия обязуется прекратить всякие сношения с Германией и воспретить всякие перевозки германских войск в Ру
мынию без разрешения союзного командования (ст. 16). Во внутреннее управление Венгрии союзники обязуются не вмешиваться (ст. 17). Согласно последней, 18-й, статье «неприятельские действия между союзниками и Венгрией прекратились».
Белградское перемирие вышло значительно более тяжелым, чем Падуанское, хотя формальным его заданием было лишь «применениеэтого последнего специально к Венгрии. По поводу его толкования и выполнения между Венгрией и союзниками завязалась чрезвычайно оживленная и весьма обширная переписка. Опубликовало его прави
тельство Карольи лишь 24 декабря 1918 г. Нотой от 19 марта 1919 г. союзники потребовали удаления венгерских войск за новую демаркационную линию, угодную румынам, и это еще более ухудшило поло
жение Венгрии, а в последующем затруднило работу ее делегации на мирной конференции.
НАЧАЛО МИРНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ.
Союзники-победители упорно не хотели признавать первое революционное правительство Венгрии, несмотря на все антантофильство его главы, Михаила Карольи, еще в самый разгар войны усиленно нащу