ская русская революция сделала дальнейший шаг на пути к признанию польской независимости. 30 марта 1917 года временное прави
тельство опубликовало «по почину П. Н. Милюкова», — как пишет о том сам П. Н. Милюков в своей «Истории 2-ой Русской Революции»,— воззвание к полякам, основное место которого гласило: «Сбросивший иго русский народ признает за братским польским народом всю пол
ноту права собственною волею определить судьбу свою... Соединенное с Россией свободным военным союзом, Польское государство будет твердым оплотом против напора срединных держав на славянство. Освобожденный и об’единенный польский народ сам определит государствен

ный строй свой, высказав волю свою через учредительное собрание, созванное в столице Польши и избранное всеобщим голосованием... Рос

сийскому учредительному собранию предстоит скрепить окончательно новый братский союз и дать свое согласие на те изменения государственной территории России, которые необходимы для образования сво
бодной Польши из всех трех ныне разрозненных частей ее». Указания на военный союз весьма не понравились союзникам, а перспектива одобрения польской независимости русским учредительным собранием делала эту независимость иллюзорной в глазах поляков. В заседании предпарламента 16 октября 1917 года преемник Милюкова, Терещенко, говоря о польской независимости, не пошел дальше мартовского воззвания. И только Октябрьская революция одним из первых своих декре
тов дала всем народам, а в том числе и польскому, прочную базу для подлинного самоопределения и действительной независимости.
В лагере союзников России видная роль в польском вопросе, как и следовало ожидать, принадлежала Вильсону. В своем послании к сенату от 22 января 1917 года Вильсон заявил от имени нейтральной еще тогда Америки о создании об’единенной и независимой Польши, как о «повсеместно признанной государственными людьми необходимости» и как об «общем условии мира». 4 июня того же 1917 г. во Франции, по декрету Пуанкаре, была образована «автономная польская армия». Около этого же времени в Париже возник польский национальный ко
митет во главе с бывшим членом русской государственной думы Дмовским. Задачей комитета было создание (в противовес послушному центральным державам варшавскому правительству) новой польской государственности, ориентирующейся на антанту. 28 августа комитет нотифицировал союзным державам свое образование и был последова
тельно признан ими в качестве «официальной польской организации». В частности, Франция признала его 20 сентября 1917 г* Англия—• 15 октября, Италия — 30 октября, Соединенные Штаты—-К) ноября. 15 октября того же 1917 года конференция послов главных союзных
держав в Петрограде (Бьюкенен, Нуланс, Карлотта, Френсис), с своей стороны, констатировала независимость Польши. 3 марта 1918 г. французское правительство признало польские военные силы за самостоятельную союзническую и воюющую армию, а затем и остальные глав
ные союзники сделали то же самое: Англия и Италия—11 и 12 октября, Америка—1 ноября. Еще 8 января (1918 года) появились в свет знамени
тые вильсоновские «пункты», из которых один специально говорил о Польше. В соответствии с ними главы французского, английского и итальянское правительств (Клемансо, Ллойд Джордж и Орландо), со
бравшись в Версале, вынесли 3 июня 1918 года постановление о том, что «создание единой и независимой Польши с выходом ее к морю