составляет одно из условий прочного и справедливого мира и восстановления права в Европе».
Со своей стороны и обе заинтересованные центральные державы сочли необходимым, учитывая стародавние польские стремления к неза
висимости, новейшие настроения поляков и шаги противников в польском вопросе, принять некоторые удовлетворяющие поляков меры. Пер
вою из них было «воззвание двух императоров»—Вильгельма и Франца- Иосифа,—опубликованное 5 ноября 1916 г. варшавским и люблинским генерал-губернаторами. Оба монарха—гласило это воззвание—«руково
димые желанием повести польские области, вырванные... из-под русского владычества, навстречу счастливому будущему, согласились образовать из этих областей самостоятельное государство с наследственной мо
нархией и конституционным устройством». О польских землях Германии и Австро-Венгрии не упоминалось, и в них, повидимому, все должно
было оставаться по-старому. Прошел месяц, и 6 декабря на основе только что приведенного воззвания в Варшаве возник польский временный государственный совет. Одновременно Франц-Иосиф издал рес
крипт о праве Галиции «в полной мере самостоятельно управлять своими делами, поскольку то совместимо с государственной целостью». 6-го апреля 1917 г. только что названный совет потребовал от центральных держав скорейшего признания вновь образованной Польши в ка
честве самостоятельного государства и предоставления совету права
назначать дипломатических представителей. 1-го мая он уже требует назначения особого польского регента, имеющего всю полноту государ
ственной власти. На это последнее требование Германия и Австро- Венгрия ответили 9 июня в том смысле, что они уже и теперь рас
сматривают польский государственный совет в качестве представителя будущего Польского государства. 26 мая того же 1917 года в Кракове собрался польский конгресс, который после некоторых колебаний об’- явил себя солидарным в своих политических стремлениях с другими стремящимися к независимости национальностями империи. 12 сен
тября новый акт двух императоров дает жизнь польскому «регентскому совету» (в составе архиепископа Каковского, князя Любомирского и Иосифа Островского), но с тем, чтобы «международно-правовое представительство Польского королевства и право заключения международных договоров польской государственной властью начало осуществлять
ся лишь по окончании оккупации». Однако, уже 3 января 1918 года в составе польского правительства в Варшаве создался особый полити
ческий департамент для ведения внешних сношений. Трижды в течение декабря 1917 года и затем 17 января польский министр-президент Кухарчевский устно и письменно требовал от германского и австрий
ского правительств допущения польских представителей на Брест-Литовскую конференцию, но ни разу не получил благоприятного ответа. Тем не менее при заключении мира с Украиной 9 февраля 1918 г. суверенитет Польского государства был формально признан, и через несколько дней (13-го) еще один манифест двух императоров подтвер
дил новое положение вещей. Когда к концу года ясно определялся крах Центральных держав, и Австро-Венгрия обратилась к противникам с просьбой о перемирии, регентский совет провозгласил 7 октября независимость и об’единение всех частей Польши. Еще несколько позже, декретом от 14 ноября, он об’явил себя распущенным и передал свою власть в руки «временного главы Польского государства». Пил