славам уже более недостаточно, и в дальнейшем предоставляют самим этим народам, а не австро-венгерскому правительству решать, какие шаги этого последнего могут удовлетворить их национальные стремле
ния и согласоваться с их положением членов будущей Лиги Наций. Эта нота знаменовала собой, таким образом, новое формальное требование распада двуединой монархии и на этот раз уже окончательно предопределила его. Неудивительно, что после этого чешский национальный комитет в Праге тотчас же (19-го) опубликовал воззвание, указы
вающее, что «чешскому народу нечего вести с Веной переговоры о своем будущем». События принимали все более и более серьезный оборот, и
27-го числа Вена решилась, наконец, протелеграфировать Вильсону о своем согласии на его условия перемирия, т.-е. на неограниченное право самоопределения народов Австро-Венгрии. Однако, и на этот раз она спохватилась слишком поздно: она не знала, что назавтра в Женеве состоится с’езд представителей чешского временного правительства, пражского национального комитета и союза чешских парламентариев, что на этом с’езде монархист Масарик будет избран президентом
Чехословацкой республики, что вечером того же дня в Праге вспыхнет революция, что в ней тотчас же будет издан закон, гласящий: власть династии Габсбургов сброшена, «самостоятельное Чехословацкое госу
дарство начало свою жизнь» (теперь—№ 11 в собрании законов и указов новой республики).
Как и в отношении поляков, антанта с самого начала проявляла в отношении чехов самую широкую предупредительность. Отвечая Виль
сону 10 января 1917 года на его запрос о мирных условиях воюющих сторон, союзники в числе этих условий указали на освобождение чехословаков от иностранного владычества. 16 декабря 1917 года француз
ское правительство издает декрет о создании чехословацкой армии во
Франции. 3 июня 1918 года Франция, Англия и Италия подписывают совместную декларацию об их общей симпатии в отношении «национальных стремлений чехословаков и югославов к свободе». В «че
тырнадцати пунктах» Вильсона о чехословаках и югославах говорил 10-й пункт. 9 августа Англия признала чешскую армию союзнической армией, а чехословацкий национальный совет—высшим органом, осуще
ствляющим власть над этой армией. Вслед затем этот совет был особо признан правительствами Соединенных Штатов (1 июня), британским (3 июня) и французским (30 июня). Но пока это была еще только первая серия признаний национального совета чехословаков в каче
стве неофициального национального органа. 2 сентября Соединенные Штаты открывают вторую серию егб признаний, на этот раз уже в качестве правительства де-факто. На другой день подписывается
соответствующая конвенция с Англией, а 28 сентября—с Францией. В силу этой последней конвенции Франция обязалась содействовать созданию независимости Чехословацкого государства в его историче
ских территориальных границах. О следующем важном этапе на пути к независимости чехословаков мы уже упоминали: это—американская нота от 17 октября. Затем последовало уже перемирие.
ОБРАЗОВАНИЕ СЕРБО-ХОРВАТО-СЛОВЕНСКОГО ГОСУДАРСТВА.
Деятели югославского освободительного движения в период ликви
дации мировой войны весьма долго оставались на точке зрения связи