I Всесоюзная выставка

фотоискусства

Б. Майберг

О тематике партийной жизни

Не приходится доказывать, какую огромную роль играет фотоснимок, отображающий пафос и героику социалистического строитель
ства в области промышленности, индустриали
зации сельского хозяйства, культуры, обороны и т. д. Художественно сделанный фотоснимок— сопровождает ли он газетную статью
или заметку, экспонирован ли он на выставке или в витрине, смонтирован ли он в стенной или в фотографической газете, — такой фотоснимок, особенно благодаря его документальности, оказывает огромное воздействие на читателя и зрители.
Справедливость требует отметить, что в области создания ярких, замечательных произведений советское фотоискусство, особенно за последние годы, имеет серьезные достижения. Надо одновременно со всей откровенностью
и прямотой сказать, что партийная работа и партийное строительство во всем их много
образии богатейших фактов и событий до сих пор не нашли еще отображения в произведениях фотоискусства и крайне слабо обслуживались фоторепортажем.
Как это ни странно и ни непостижимо, но, тем не менее, это факт. Партия Ленина— Сталина, являющаяся вдохновительницей мил
лионных масс на величайшие подвиги, под идейно-политическим и организационным ру
ководством которой осуществляется все строительство социализма в Стране советов, — эта партия, ее многогранная работа и строительство еще не нашли отображения в фотоискусстве.
Чем же объясняется такое явление? Среди отдельных фотоработников господствует тео
рийка о том, что эта тема (партийная работа) не фотосъемочна, или,—говоря высоким «штилем»,—«нефотогенична». К сожалению, эту гнилую теорию весьма рьяно — с усердием, достойным лучшего применения, — поддерживали и некоторые партийные товарищи, работающие на фронте фотоискусства.
Несостоятельность и никчемность этой «теории» и утверждений о «нефотогеничности» тем партийной работы не требуют серьезного доказательства. Нужно сказать, что в этих утвер
ждениях со всей неприглядностью отразились формалистические тенденции, которые в фото
искусстве, повидимому, еще имеют глубокие корни.
Партийная работа не получила отражения в фотоискусстве, на мой взгляд, и потому, что масса фотоработников стоит в стороне от пар
тийной жизни. Достаточно указать на то, что среди 70—75 лучших фоторепортеров Москвы
имеется всего 6—7 коммунистов. Руководящие же работники и бильдредакторы — партийцы, работающие по фотографии,—не проявляют достаточно большевистской настойчивости,
чтобы привлечь внимание фотоработников к партийной жизни, связать их с партийными организациями.
Лозунг товарища Сталина и решения февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) об овладении большевизмом дали богатейшую программу перестройки всей партийной работы. Под этим лозунгом идет гигантская пере
стройка партийной работы снизу доверху. На страницах периодической печати расширились отделы «партийной жизни», изобилующие фактами этой перестройки, сопровождающейся огромным ростом активности широчайших партийных масс. Нарождаются новые формы и ме
тоды партийного руководства хозяйством, свя
зи с массами, новые формы партийной учебы, агитации и пропаганды. Но фотоснимок, ко
торый убедительным художественным показом иллюстрировал бы эти новые явления в пар
тийной жизни, еще отсутствует или же появ
ляется пока как исключение, как редкость и при этом не отличается высоким политическим и художественным качеством.
Было бы несерьезно и наивно думать, что можно составить какой-нибудь подробный «темник», который служил бы руководством для фотоработников в освоении поставленной
проблемы, — отражение партийной работы в фотоискусстве. Здесь нужна углубленная и длительная воспитательная работа с фотоработниками, нужна постоянная связь фотора
ботников с партийными организациями, нужно стимулировать творческую инициативу фотоработников в этом направлении.
Приведу несколько примеров в доказательство всей несостоятельности «теории нефото
геничности» партийных тем. Возьмем самую, якобы, «избитую», как многие утверждают, те
му: партийная школа, партучеба. Совершенно очевидно, что если направить фотообъектив на первый попавшийся кружок партучебы, в котором работа поставлена еще плохо, схематично, то такой кружок, конечно, «нефотогеничен», и снимок его нам не нужен. Но если
фотоработник проявит достаточный интерес и возьмет кружок, где учеба поставлена на должную высоту, где борьба за овладение марксистско-ленинско-сталинской теорией ведется упорно и остро, то такой кружок, безусловно, будет «фотогеничен» и снимок его послужит агитацией за хорошую постановку этого дела.