Б. Макасеев

За рубежом

С киноаппаратом и «Лейкойв Испании

Я и кинооператор Р. Кармен 19 августа прошлого года вылетели из Москвы в команди
ровку: Главное управление кинематографии и студия «Союзкинохроника» послали нас в Ис
панию. Поездка манила, увлекала и одновре
менно волновала. Обязательства, взятые нами, были совершенно необычны и весьма ответственны.
Вылетев из Москвы, мы в тот же день были в Париже. Кроме киноаппаратуры, Кармен захватил из Москвы «Лейку». У меня ее не бы
ло. Хотя нашей задачей была исключительно киносъемка, меня соблазняла возможность ис
пользовать в свободное время и фотоаппарат, и в Париже я запасся также «Лейкой».
В Париже мы пробыли один день и по железной дороге отправились в Испанию. На по
граничной станции Хендэй, куда мы прибыли в праздник, было большое оживление, город напоминал курорт. Масса гуляющих, нарядные костюмы. Группы мужчин и женщин ходят по берегу речки на французской территории. Че
рез речку переброшен мостик — это граница.
По одной стороне его — Франция, по другой — Испания. С берега Франции прекрасно виден небольшой испанский городок — Ирун. Неуди
вительно, что на берегу всегда люди. Отсюда открывается панорама всей пограничной поло
сы Испании. Внезапно над головами появились итальянские «Капрони». Первым нашим поры
вом было их моментально заснять. Но это не удалось: они летели на большой высоте и с огромной скоростью. Однако, через несколько дней таких объектов у нас было больше чем достаточно.
...Вступив на испанскую территорию, мы тут же сфотографировали друг друга в момент
предъявления паспортов патрулю. По дороге в Ирун, около шлагбаума, мы встретились с пограничниками. Это было наше первое зна
комство с революционной испанской армией. Нам стали попадаться укрепленные позиции, вооруженные люди, крестьяне, стоящие на дороге с охотничьими ружьями. Мы сделали несколько фото и киноснимков и продолжали путь в районы укрепления.
Началась напряженная работа. Мы производили киносъемку не только тыла, но и на пе
редовых позициях. Мы побывали в самых опасных местах расположения республиканских частей. Мы снимали Мадрид в моменты боя, воздушных бомбардировок, во время пожаров и разрушений и эвакуации. Часть своих фотоматериалов мы сдавали в испанскую революционную газету—орган испанской компартии—
«Мундо Обреро» («Рабочий мир»). Снимать приходилось с крыш, с балконов, — где только можно было примоститься.
В напряженные для Мадрида дни мы работали с наибольшей нагрузкой. Везде, где бы мы
ни находились, мы встречали самое теплое к себе отношение. Даже на линии огня о нас не забывали и помогали нам. Становилось особенно тяжело тогда, когда во время киносъем
ки боя только что стоявший рядом с тобой боец или командир, отдававший распоряжения, через какую-нибудь минуту лежал окровавленным, мертвым.
В основном мы работали на пленке супер- «X». У нас было два американских авто
мата—«Аймо» револьверной системы с тремя объективами каждый, набор объективов фирмы
«Мук» с фокусными расстояниями — 24, 47, 75, 90 и 130 мм. Кроме того, на каждый объектив были подобраны светофильтры Вратэн «К-2». Мы имели черные перезарядные мешки на слу
чай, если аппарат начнет заедать на середине бобин; в мешке мы могли делать перезаряд
ку. На специальных бобинах — пленка в 30 м с черными подклеенными концами с двух сторон; одним концом на свету заряжался механизм аппарата, а после съемки пленку завер
шал такой же черный конец, предохранявший ее от засвечивания. Это приспособление было сделано по специальному нашему заказу при покупке пленки.
В Испании мы сделали много фотоснимков членов революционного правительства в Мад
риде, Валенсии, на фронтах. Нами засняты Альварес Дель-Вайо, Хозе Диас, Долорес Ибаррури, генерал Миаха, заседание кортесов (парламента) и многие отдельные героические эпизоды борьбы испанского народа.
Нужно сказать, что мы почти не встречали на передовых позициях представителей бур
жуазной кинематографии, фоторепортеров, журналистов, за исключением нашего перевод
чика— репортера французской газеты «Регар». Он от нас не отставал. Между тем, в тылу работали представители фирмы «Парамон»,
«Мувитон-Ньюс» и операторы французских кинематографических фирм, два фоторепорте
ра от польской и польско-еврейской газет.
У них не было заснято ни одного боевого кадра. Представители американских и фран
цузских кинофирм неоднократно обращались к нам с просьбой продать им за большие деньги копии заснятых нами кадров. Получив от нас категорический отказ, они все же не