дами, издав за несколько недель до взятия Бастилии маленькую брошюру, которая, впрочем, была уничтожена раньше чем успела распространиться и лишь спустя несколько лет после его казни была издана под названием «Теория честолюбия».
Это был маленький философский трактат, несомненно имеющий значение для характеристики Эро де Сешелля, прозванного «Алкивиадом французской революции».
«Верь себе, познавай себя, уважай себя!» — Этими словами он начинает свой философский трактат. — Только соблюдение этих трех правил делает человека счастливым, добрым, разумным и свободным. Надо освободиться от предрассудков и от законов! Надо развивать и искусно восхвалять свой собственный
ум и гений, расширяя в то же время сферу своих чувств и мыслей и помещая свою душу в центре вселенной. — Надо избегать подчиненных ролей, держаться подальше от высокомерных людей. Человек велик лишь постольку, поскольку он сам ценит себя! ...
Таковы были основы на которых Эро де Сешелль строил свою теорию нравственности. «Надо уметь все взвешивать и всем
пользоваться» — говорил он. Он доверял только своему разуму и с высоты его величия взирал на весь остальной мир своих со
временников, считая лишь одного себя свободным человеком.
Другие были «рабами», возбуждавшими в нем презрительное снисхождение. К таким «рабам» он причислял и свою кузину герцогиню Полиньяк, приятельницу королевы, и многих прелатов, и представителей придворной знати, а также молодых аристократов, составлявших тот круг, в котором он вращался.
— Надо с первого же раза совершить что-нибудь великое или по крайней мере такое, что могло бы удивить мир! Это надо сделать поскорее, потому что первая идея может оказаться и последней, — говорил Эро де Сешелль и даже назначил для себя срок: он должен удивить мир, когда ему минет тридцать лет!
А пока этот срок не наступил, он жил тою же жизнью в
Париже, какой жили все люди его круга.