ЛЕНИНГРАДСКИЙ ТЕАТР „КОМЕДИЯ

Те, кто более или менее близко соприкасались с театром в течение последних нескольких лет, не могли не видеть отчаянных попыток «Комедии» вырваться из заколдованного тупика французской салонной комедии.
Постановка «Мятелицы» была первой, поистине героической попыткой перепрыгнуть из прош
лого в настоящее. Дальше следовали «Хитрая
вдовушка» Гольдони, «Вишневый сад», «Господа Головлевы», «Вольпонэ» и, наконец, «Без вины виноватые»... При всем том, салонная комедия оставалась в репертуаре точно так же, как и архаический, до-нельзя, «Роман».
Театру не везло с режиссурой. Вероятно, в этом вина не только постановщиков, почти ни на Шаг не отошедших от трафарета «честных» натуралистических постановок «времен Очаковских и покорения Крыма» — значительная доля вины падает и на театр, искавший новые пьесы, но не ре
шившийся пойти на новшества в постановках и на новые трактовки старых пьес, трактовки, приближающие репертуарную старину к современности.
Архаический натурализм погубил и такие постановки театра, как «Хитрая вдовушка» и «Воль
понэ». Длинные паузы, растянутые и замедленные диалоги отяжелили эти пьесы; и от динамики Гольдони и Бен-Джонсона (подновленного Цвейгом) не осталось и следа.
Зато Грановская порадовала своими новыми достижениями. Что она — замечательный мастер диалога — это мы знали по многим французским комедиям, игранным Грановской, что она же чрезвычайно талантлива в передаче бытовых ти
пов — было известно до «Бой-бабе» и «Господам Головлевым», но роль Отрадиной из «Без вины
виноватых» неожиданно раскрывает перед нами новую сторону одаренности этой замечательной актрисы.
«Играет» Грановская настолько просто и вместе с тем проникновенно-захватывающе, что мы по справедливости должны поставить ее в ряд с луч
шими на нашей сцене исполнительницами этой роли. Старомодная и наивная, в наши дни, мело
драма Островского, немного подновленная при постановке, именно благодаря игре Грановской, смотрится от начала до конца с неослабевающим интересом.
Всегдашний партнер Грановской — Надеждин на этот раз не оказался на высоте положения. Роли, избранные им, не подходят к характеру его амплуа, находятся за пределами его творческих возможностей.
Хорошее впечатление оставили молодые актеры Самойлов и Дмитриевская, в особенности первый в роли Незнамова.
Подводя итог, видим, что гастроли Ленинградского театра «Комедия» правильнее было бы назвать «гастролями Грановской», ибо одна она при
ковывает внимание зрителей, а все остальное, как и полагается в «добрых старых гастролях», в лучшем случае не возмущает зрительный зал.
Не будучи в силах порвать раз и навсегда с театральным провинциализмом, театр «Комедиявряд ли решится и на серьезное изменение своих репертуарных традиций. Это обстоятельство чрева
то для него гибельными последствиями. Какой бы значительной актрисой ни была Грановская, груз большого столичного театра одна она вынести не в состоянии.
СЕР. ВОСКРЕСЕНСКИЙ.
Не поставив ни одной иностранной оперетты в зимнем сезоне, летом театр Оперетты возобновляет некоторые венские пьесы.
Возобновленная «Ярмарка невест», пожалуй, одна из лучших венских оперетт. Ее музыка, не
смотря на вое типические черты венщины, звучна, хорошо инструментирована. Много сентименталь
ных, но по своему красивых и запоминающихся мелодий.
Сюжет оперетты, заимствованный из старинной комической оперы Флотова «Марта», дает возможность постановщику заострить текст в плане сатиры. Депутат-буржуа, ищущий популярно
сти у своих избирателей под личиной «демократа», дегенератиивные аристократы — материал, пригодный для подачи его с некоторой долей «социальной значимости».
Сочные, яркие каррикатуры получились у Руджиери, Ярона, Володина и Гедройца. Интересно и с новыми деталями проводит роль Джима Бравин. Дочь капиталиста, делающуюся на «ярмарке не
вест» женой «отщепенца» Джима, и ее горничную бойко и в своих обычных тонах играют Сокольская и Лазарева.
П. 3.
Эрмитаж Рис. Б. Земенкова
Труппа Лю-Кум-Хай (Эстрада)
И театр, путем переработки текста и соответствующей трактовки действующих лиц, использовал полностью эти возможности.
Московский театр Оперетты

„ЯРМАРКА НЕВЕСТ