АКРОБАТЫ ДРЕВНОСТИ

1-й Гос. Передвижной Эстрадный театр. «Шагаем в быт».
Самыми древними указаниями на акробатов являются изображения стенной живописи Египта. Здесь перед нами раскрываются всевозможные зрелища и телесные упражнения египтян за 4.000 лет до нашего времени. Оставив в стороне борьбу, бой быков, игры (шахматы и пр.), посмотрим, что дают нам изображения акробатов.
Тут есть какие-то танцы, смешанные с прыжками и групповыми упражнениями, затем работа каучуков и жонглеров. Очень оригинальна игра, где женщины верхом друг на друге перекидыва
ются шарами. И наконец, изображен акробат, стоящий на голове, при чем он стоит в особенно трудной позе, совершенно вытянув ноги вверх и заложив руки за спину, а не балансирует ногами и руками, как делают теперешние акробаты.
Любопытны костюмы египетских акробатов, они состоят из трусиков и даже повидимому из трико. На головах шапки, плотно облегающие череп. Судя по этим рисункам, можно утверждать,
что египтянам с незапамятных времен были известны все виды акробатики.
4.000 лет назад Египет был центром цивилизованного мира и поэтому можно заключить, что те же акробатические упражнения были известны и европейским народам, имевшим сношения с Ближним Востоком.
Акробаты всегда были и будут кочевниками. Очевидно, что и в эпоху Троянской войны они разъезжали по Малой Азии, Греции и т. д. Во всяком случае для этой эпохи не сохранилось никаких изображений акробатов кроме египет
ских. Зато в Илиаде и Одиссее есть указания на то, что акробаты были необходимым украшением народных праздников и пиров. Назывались они в то время у греков словом «кюбистетер», которое Гнедич перевел — «головоход», а Жуковский «прыгун». В Одиссе прыгуны упоминаются при опи
сании пира, который давал Менелай по случаю двойного торжества свадьбы, сына и дочери.
Приведенные рисунки составляют пока единственный материал для знакомства с акробатикой в такое отдаленное от нас время (около 4.000 лет назад). Затем, чуть не через 1.500 лет, мы снова получаем обильный материал в рисунках знаменитых греческих ваз. Е. Е. Тевяшов.