Въ этотъ крнтнческій моментъ вдохновителемъ и ноддержкой распадающейся коалиціи явился Питтъ. Онъ раздулъ вокругъ себя огонь старинной національной вражды; онъ запугивалъ англичанъ то нашими ассигнаціями, то нашими убѣжденіями; свою политику ненависти онъ сумѣлъ внушить Испаніи и Гол
ландіи, которыя, не раздѣляя его крайностей, содѣйствовали выполненію его жестокихъ плановъ; за ежегодную субсидію въ 200, 000 ф. стерл. онъ продолжилъ вооруженный союзъ съ сардинскимъ королемъ 1); по отношенію нейтральныхъ державъ, Швеціи, Даніи, Швейцаріи, чтобы заставить ихъ подчиниться своему рѣшенію и вызвать во Франціи голодъ, онъ прибѣгалъ то къ насиліямъ, то къ угрозамъ 2); наконецъ, какъ увидимъ, онъ нашелъ средство удержать германскія войска на поляхъ сраженія, уже обильно обогренныхъ ихъ кровью.
И все это ради чего? На вопросъ, постоянно предлагаемый онпозиціей: «Whаt іs thе оbjесt оf thе wаr, министръ и его сторонники никогда не отвѣчали одинаково. По словамъ Бёрка, цѣлью войны было возстановленіе во Франціи прежней монархіи;
по словамъ Каннинга и Дженкинсона — уничтоженіе партіи якобинцевъ 3); а по словамъ Нитта то то, то другое, а иногда—попросту желаніе одержать побѣду 4).
Однажды, когда оппозиція настаивала, чтобы министръ высказался опредѣленно относительно этого, Каннингъ, потерявъ терпѣніе, воскликнулъ: «Въ самомъ дѣлѣ эти господа говорятъ
о цѣли войны, какъ о чемъ-то вещественномъ, что можно взять въ руки, положить на столъ, вертѣть, переворачивать и разсматривать во всѣ глаза. Если это такъ, то я, съ своей стороны, объявляю себя неспособнымъ удовлетворить ихъ желаніе» 5).
1) Выступленіе Каннинга въ нижнeй палатѣ Англіи произошло по поводу преній въ парламентѣ по вопросу о субсидіи сардинскому королю. См. Робертъ Белль, The life of Саnnіng, стр. 103.
2) Фоксъ указываетъ на eго ожеоточeнно презритeльный тонъ во время преній о войнѣ, январь 1794 г. Cм. Parliamentary history, т. XXX, стр. 1273. 3) Робертъ Белль, The life of Саnnіng, стр. 108. 4) Ibid.
5) Роберть Белль, The life of Саnnіng, стр. 109.
Затрудненіе происходило вслѣдствіе невозможности приличнымъ образомъ сознаться въ томъ, что страсти разжигались подъ предлогомъ спасенія религіи, нравственности, правосудія и человѣчества отъ новаго нашествія варваровъ, а въ дѣйстви