(Харьк. губ.). Вот уже 2 месяца, как в Изюме при заводе оптического стекла работает драмколлектив из 16 чел. артистов под режис
серством Е. Андиона и А. Наровского. Коллектив этот построен по принципу коммуны, и думается, что све
дения об этой редкой и примерной организации могут представить большой интерес. Образовалась она еще в прошлом году в Соляном районе под Бахмутом и с тех пор заметно выросла, завоевав симпатии рабочего зрителя. „Секрет“ успеха прост и понятен. Товарищеская солидарность, тщательная проработка идео
логически ценного репертуара, равнение на пролетарскую аудиторию вполне объясняют достижения коллектива. Нужно при этом заметить, что в своем профессиональном h частном быту члены этой организации осуществляют чисто коммунистическую спайку. Между ними нет никаких рангов, и все в смысле распределения заработка находятся в одинаковых условиях. Жи
вут и столуются вместе, а женшины ведут хозяйство поочереди. Расход на общий котел и общежитие со
ставляет на каждого члена коллектива 28 руб. 50 коп. в месяц, что при заработке, равном 90 р., не составляет большого обременения. В таких благоприятных условиях живет драмколлектив, обслуживающий про
летарского зрителя и выступающий в рабочих клубах. Не является ли пример этой организации лучшим доказательством того, что „прогорают“ лишь те предприятия, которые этого заслуживают? Л. Т. К.
Кременчуг.
Управление Гостеатров готовится к зимнему сезону, Учредив в прошлом году Управление Гостеатрами, Полит
просвет ввел театральную жизнь города в определенное русло, чего до 1921 года не было, так как план работы отсутствовал, а хозяйство погибало от неумелых рук прежних хозяйственников. Сейчас — не то. Отремонтированы два театра: им. Ревенко (1000 мест) и „Ауди
тория“ (750 мест). За год работы в новых условиях строгой организации всего дела Управление сумело выйти из старой задолженности, изжить дефицитность предприятия и даже приобрести театральное имуще
ство, как-то: новые декорации, бутафорию и т. п. Между тем правлению приходилось изворачиваться в преде
лах ограниченного бюджета и в этих рамках строить идеологическую работу с целью приблизить рабочую массу к театру, удешевив стоимость билета. Все эти начинания остались не без результата: население го
рода имело возможность знакомиться со всеми видами искусства. У нас функционировали: русская драма, в которой преобладали постановки революционного ха
рактера (82% за сезон), опера, оперетта русская и еврейская, украинский театр им. Шевченко. Одновре
менно в театре „Аудитория давались концерты, лек
ции и балетные вечера. Нашему зрителю дана была возможность определить свои отношения к новым те
чениям театра. Управление сумелo добиться приезда в Кременчуг Государственного Еврейского Театра (Госет) и Украинского Державного Театра им. Франка.
Несмотря на новизну форм конструктивных постановок этих театров, обе труппы имели определенный успех и породили симпатии рабочей массы к новому театру, что важно отметить как момент воспитательного харак
тера. Не мало способствовала успешному проведению и жизнь намеченного плана полная увязка местного Рабиса с Управлением театров. ФЕРМАТО.
Проблемы и перспективы.
(Из беседы с Директором театра, Заслуженным артистом М. А. Чеховым).
Театр должен ответить на все запросы общества, быть театром массива и крепкого быта, театром без мещанской психологии и нытья. Путь к такому театру — трагедия и комедия.
Театр для трудящихся масс — рабочий театр. Но только не „сюсюкающий под рабочего. Давая на картине дом, не надо ее подписывать; рабочий поймет и без этого. Грубая, разжеванная „популяризация“ никому не нужна. И нет у нас особого для этого языка.
Необходимые условия каждого произведения — художественность. Нельзя ограничиваться пьесками узкополитического характера, кустарщиной типа агиток.
Революция, общественность, политика — это элементы, весьма важные, нужные, но только художественно-поданные. Такого репертуара пока нет. Нет художествен
ного произведения Октября. Октябрь в осуществленных уже „темочках“ в значительной степени испошлен.
Творчество современного актера идет не от биомеханики и не от личных, так называемых, „пережи
ваний“. В современном человеке, тем более в актере,
очень много неосознанной, но органически присущей ему динамики. В раскрытии этой динамики, в раскры
тии всех возможностей человека-творчество актера, путь к разрешению проблемы игры актера.
Во внешнем и внутреннем выявлении спектакля театр должен обладать, так сказать, „другим видением“ фактов, вещей, событий. Театр должен обладать тайной особого видения, широтой взгляда. Театр дол
жен увидеть и раскрыть в спектакле то, что не видит
никто другой. Зритель должен увидеть в спектакле все, что в нем есть. Если на сцене стоит стул, то он должен стоять так, чтобы зрителю было ясно, что видит в нем театр.
Таково credo Второго Художественного. И в этом смысле наступивший сезон определяется, как переходный.
II.
Репертуар.
(Из беседы с Чл. Правл. театра И. Н. Берсеневым).
Первой постановкой сезона будет „Петербург“ Андрея Белого. Хотя пьеса и сделана самим автором, но видоизменяется она и создается заново театром, режис
серами совместно с исполнителями и автором. Отчасти текст А. Белого служит только материалом для спек
такля, который театр хочет осуществить. Спектакль
примет ту форму, которую ему даст театр, совместно с автором.
Ставят пьесу - С. Г. Бирман, В. М. Татаринов, А. И. Чебав. В главных ролях С. В. Гиацинтова, Л. И. Дейкун. И. Н. Берсенев, В. В. Готовцев, В. А. Громов, Б. М. Сушкевич, А. И. Чебан, М. А. Чехов.
Своей второй постановкой театр хочет отметить юбилей декабристов. С этой целью еще весной театром была заказана пьеса на тему о 25 годе. Представленная пьеса „Сто лет назад“ (в 1825 году) была зачитана Художественному Совету театра и после некоторых изменений была принята.
Пьеса эта не является протокольной хроникой, исторической пьесой обычного порядка. Кроме того, она представляет богатый актерский материал и в ней удастся занять всю труппу. Пьеса построена на обыч
ном романе, целый ряд героев которого замешан в декабрьском восстании.
Работы над этой пьесой идут усиленным темпом, параллельно с „Петербургом“, с расчетом приурочить премьеру к юбилею декабристов.
Ставит пьесу Б. М. Сушкевич, режиссеры И. Н. Берсенев и В. В. Готовцев. Художником спектакля предполагается пригласить С. А. Чехонина.

МОСКВА

МХАТ 2 в сезоне 1925 — 1926
Изюм
понести впустую расходы по подготовке гастрольных спектаклей и предварительных реклам. В результате летний театр пустовал в течение месяца и только во второй половине августа Худсектору Губ. П. П. удалось договориться с коллективом украинских артистов под реле. А. П. Мельника. Первые спектакли коллек
тива прошли успешно, при наличии хороших сборов. За немногими исключениями труппа составлена вполне удачно. Репертуар — обычный. При Народном саде имеется летний кино-театр и эстрада. Кино-театр рассчитан на 1.800 мест и посещается городской публикой довольно охотно. На кино-эстраде в течение сезона выступил ряд гастролеров, в большинстве, всевозможного рода „злободневные“ юмористы и сатирики. Госу
дарственный театр (зимний) в летнем сезоне питался исключительно гастролями. В настоящее время он ре
монтируется. В зимнем сезоне предполагает работать драма под режиссерством известного провинциального артиста В. В. Кумельского. АЛ. П.