С. С. С. P.

(Беседа в Москве с Управл.
Худож. трестом А. П. Назаровым). Саратов первый произвел национализацию всех художественных предприятий в начале 1918 года.
Первые годы Октябрьской Революции в области художественной организации Саратов шел впереди всех остальных провинциальных городов и служил центром художественных сил Поволжья.
В области организационной Саратов в 1918 году выбросил лозунг организации Комиссариата Искусств или местного Главискусства и эту мысль неуклонно проводил на местах, для чего и был организован Саратовский отдел искусств при Губисполкоме.
В Саратове работали две драматические труппы
одна Украинская и одна оперная. Силами этих трупп устраивались спектакли по селам и районам. В ведении Отдела Искусств находились 6.000 драматических кружков (сельских, деревенских, фабричных и районных ).
В области революционно-художественных постановок Саратов также шел впереди многих других городов.
Симфонический оркестр и хор обслуживали широкие массы путем устройства концертов в рабочих клубах и красноармейских частях. Из среды самих музы
кантов вышел ряд композиторов (Митюшин, Шестов), которые умели передать настроение рабочего класса и откликались отдельными произведениями на все великие события.
Тяжелые годы (разруха и голод) естественно отвлекли рабочую массу от искусства; в особенности тяжелым был последний год, когда все художествен
ные предприятия дали дефицит до 140.000 руб. Но с назначением в начале этого года нового управления Саратовским Художественным Трестом уже в летнем сезоне текущего года удалось покрыть часть задолженности, хотя большая часть все же еще пока висит над головой Саратовского Художественного Треста.
Видную роль играет в Саратове работа Пролеткино. Сделан ряд производственных и художественных фильм. („Побежденная сегодня”, „на взморьях Каспия”, „Черная Смерть”, „Стальные кони”, „Кто кого” и др.).
Сталинград
Сезон открылся каких-ни
будь 3 недели назад, а пахнет уже неминуемым прогаром. Местная печать озабоченная
„спасением” Гостеатра, на все лады обсуждает создав
шийся кризис и изыскивает меры к предотвращению надвигающегося краха. Они советуют снизить цены на
билеты (хотя они не так высоки—от 1 р. 50 к. и ниже), другие требуют отмены обязательного снимания верхнего платья или, во всяком случае, уничтожения платности его хранения. Забывают, однако, самое глав
ное — репертуар и исполнение. Первый у нас хромает. Он пестр и малоценен. В него включены такие пьесы, как „Грех”, „Старые годы”, „Мария Тюдор”. Имеются, конечно, и „цари”. Что же касается постановки, то вся беда в том, что у нас и режиссура, и актерский кол
лектив — слишком старой провинциальной закваски. Исполнение до-нельзя однообразно в каждом спектакле. А. С—В.
Труппа Н. А. Буткевича, „8 жен Синей Бороды”.
Сеть театральных предприятий на се
зон 1925—26 года в настоящее время определилась в следующем виде:
На первое место среди бакинских предприятий, несомненно, необходимо выделить бакинский рабочий театр, который, ориентируясь с самого начала своей деятельности в а массового зрителя, сделался в некотором отношении образцовым для большинства про
винциальных театров СССР. В нынешнем году театр расширяет базу своей работы как в смысле развития художественных планов, так и более широкого охвата театральной аудитории. Для осуществления последнего театром организуются, под руководством центрального ядра, Малый рабочий театр (сатиры и ко
медии) и Детский рабочий театр. Репертуарные перспективы сезона уже вполне наметились. Они складываются из тр,ех элементов: пьесы историко-революцион
ного типа (хроника), сатирические комедии советского быта и психологические драмы на социальной основе. Сезон открылся „Пугачевщиной” К. Тренева, второй пьесой идет мелодрама Вайда „Женщина у трона”. Кроме них в ближайшую очередь включены: „Конь вороной” Юрьина, „Георгий Гапон” Шаповаленко, „Мандат” Эрдманн, „Яд“ Луначарского, „Заговор императрицы” Ал. Толстого и П. Щеголева и „Проститутка” А. Грина по В. Маргерит. В дальнейшем репертуаре намечены: „Виринея” Л. Сейфуллиной, „Заре навстречу” В. Ромашова, „Азеф” Ал. Толстого, „1905 год” Шкваркина, „Ватага Ф. Гладкова, „Общество почетных звонарей” Евг. Замятина, „Сон в летнюю ночь” Шекспира, „Гроза” Островского, „Колокола” по Диккенсу. Филиал театра — Малый рабочий театр — откроет сезон комедией Н. Лернера „Брат наркома”. В дальнейшем репертуаре: „Чужая голова” Антимонова, „Взятка” Л. Никулина, музыкальная комедия по Аристофану „Лизистрата”, „Нефть” (обозрение В. Пес
симиста и А. Яковлева) и „Ой, не ходы, Грицю, на Заговор императрицю” (обозрение Д. Гутмана и В. Типота). Руководителем театра попрежнему остался В. Пессимист (В. З. Швейцер). Режиссура — П. А. Ру
дин, А. А. Иванов и Л. И. Лукин; возможны приезды для отдельных постановок Ю. Соболева, В. Бебутова и Д. Гутмана. Пьесу „Заре навстречу” предположено ставить под личным наблюдением автора — Б. Ромашова. Художественное оформление спектаклей поручено художникам Вячеславу Иванову и Борису Воронову. Музыкальная часть в руках композитора М. Е.
Попова. Состав труппы (по алфавиту): Базанова, Бек- Назариан, Борецкая, Вишневская, Вульф, Лаконская, Левыкина, Никитина, Мирская, Мелентьева, Мулина, Муратова, Орелкина, Светланова, Соколова, Семенова, Сток; Агуров, Бельский, Горецкий, Градовский, Гранат, Дарьялов, Козлов, Коломенский, Климов, Кудрявченко, Лаврецкий, Липницкий, Любимов, Миролюбов, Николаев, Станский, Трапезников, Хандамиров и Юренев. Бакинский рабочий театр и его филиалы будут систематически выезжать в рабочие районы, при чем для удобства рабочего зрителя будут открыты районные кассы. В этом году в театре впервые вводится абонементная продажа билетов.
В состав бакинской государственной оперы (русской) приглашены: драм. сопрано Жуковская, лир.-драм. сопрано Мозовецкая, лир. сопрано Красницкая и Ар
бенина, второе меццо-сопрано Яковенко, колор. сопрано Афрамеева, тенора—драм Бойко, лир. Лопатин, лир.- драм. Кулагин, баритон Тарасов, басы Никольский и Астров. Заканчиваются переговоры о известным бари
тоном Брагиным. Дирижеры Павлов Арбенин и Клибсои. Главный режиссер Борисенко, режиссер Варла
мов. Хор—40 человек, балет-20 человек, оркестр — 43 человека. Хормейстер Гросман, балетмейстер Ке
ворков. Состав будет еще пополнен. Помимо оперных постановок предполагаются ежемесячные симфонические концерты под упр. Павлова-Арбенина. Сезон открылся „Аидой”. Из новых постановок предполагаются „Трильби и „Садко”. Уже приступлено к заготовке костюмов и декораций по эскизам художника Вячеслава Иванова.
Наркомпросом АССР окончательно разрешен вопрос о тюркской государственной опере: спектакли будут происходить в помещении русской оперы (Боль
шей гостеатр, б. Маиловский); оркестр, хор и балет того же театра. Организация и руководство тюркской
Саратов.
Баку.