дружественными криками привѣтствовала мундиръ чиновъ французской гвардіи, ставшій священнымъ со времени взятія Бастиліи. Что касается членовъ Національнаго Собранія, то толпа благословляла ихъ за патріотизмъ; въ подражаніе языку древняго республиканскаго Рима, ихъ называли отцами отечества.
Тотъ же восторгъ господствовалъ и въ средѣ Національнаго Собранія. Когда Фретò читалъ протоколъ ночи 4 августа, возникло подобіе бури великодушныхъ порывовъ. Чтеца поминутно прерывали замѣчаніями, что онъ забылъ ту или другую великую жертву, ту или другую великую реформу 1). Нѣкій эльзасскій депутат], наканунѣ отсутствовавшій, воскликнулъ: «отказаться въ настоящую минуту отъ привилегій своей провинціи — это поступокъ, въ которомъ очень мало заслуги, потому что это значитъ стать еще болѣе французомъ, а наименованіе француза является прекраснѣйшимъ изъ всѣхъ, какія только можно носить на землѣ 2).
Впрочемъ, въ числѣ тѣхъ, которые приняли для Франціи и для себя столь новыя формы жизни, нѣкоторые не могли не ощущать горечи утраты и, когда бурный подъемъ ихъ мыслей улегся, они втайнѣ оплакивали ту родину предковъ, по которой имъ дано было право носить трауръ, подъ припѣвъ: погребеніе въ торжествѣ. Другіе упрекали Національное Собраніе въ томъ, что «оно принесло собственность нѣсколькихъ тысячъ семей въ жертву тщетному желанію уловить популярность» 3) или страху.
Такая масса развалинъ, нагроможденныхъ въ нѣсколько часовъ, представлялась имъ скандаломъ. Не зная того, что исторія имѣетъ свои государственные перевороты и что въ переворотахъ бываютъ геніальныя дѣянія, они прикидывались, будто сокрушаются о поспѣшности, которую, по своей ложной разсудительности, они называли безумною. Графъ Монлозье увѣряетъ, что слышалъ впослѣдствіи, какъ маркизъ Фукò и Вирьё говорили: «Когда народъ неистовствуетъ, есть только два средства къ тому, чтобы его успокоить: доброта или сила. Мы надѣялись обезоружить его добротою. Важныя лица при дворѣ и въ парламентѣ питали ту же надежду и призывали насъ къ этому» 4).
1) Journal ре Paris, t. II, № 219. 2) Ibid.
3) Courrier de Provence, t. II, № 24.
4) Memoires de M. de Montloiser, t. I, p. 241. Paris, 1830.
Что касается Людовика XVI, то ночь 4 августа глубоко по