2-го декабря (н. ст.) 1916 года Трепов, желая поднять настроение в России, упавшее от постоянных военных неудач, впервые официально заявил в государственной думе о получении русским правительством формального согласия союзников на передачу ему Константинополя.
Со всей решительностью и откровенностью за раздел Турции союзники высказались в своем совместном ответе от 10 января 1917 года на мирные предложения Вильсона. Как на одну из целей войны, они указали здесь на «освобождение народов, находящихся под кровавой тиранией турок», и на «изгнание из Европы Оттоманской империи, решительно чуждой западной цивилизации».
Принцип самоопределения народов, формально выдвигавшийся президентом Вильсоном, как нельзя более пригодился союзникам, истолковавшим его по-своему и всецело к собственной выгоде.
Под флагом самоопределения народов англичанами было,, в частности, об’явлено об их согласии на образование в Палестине «нацио
нального очага для еврейского народа». Это было сделано в форме «декларации симпатии к еврейским сионистским чаяниям», представленной кабинету и одобренной им. Декларация гласила: «Прави
тельство его величества относится благожелательно к созданию в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все свои старания в целях облегчения выполнения этого дела, при чем само собой разумеется, что не будет ничего сделано, что могло бы нарушить гражданские и религиозные права нееврейских общин в Па
лестине, а равно права и политическое положение, которыми евреи пользуются в других странах». Эта декларация была одобрена на конференции в Сан-Ремо в арреле 1920 г. и затем вошла в состав ст. 95 Севрского мира. 30 июня 1922 года ее одобрил конгресс Соединенных Штатов, внеся в нее, правда, некоторое изменение и специально оговорив защиту в Палестине «святых мест и установлений».
В «14 пунктах» президента Вильсона, составивших формальную основу мирных переговоров союзников с побежденными врагами, ту
рецкому вопросу был посвящен особый 12-й пункт. В нем турецким частям современной Оттоманской империи обеспечивался «прочный суверенитет», но другим национальностям, находившимся в то время под турецким управлением, предоставлялась «недвусмысленная гаран
тия существования» и «абсолютно ненарушимые условия автономного развития»; «Дарданеллы должны быть постоянно открыты для свободного прохода судов и торговли всех наций под международными гарантиями».
Заявление союзников о том, что турки должны быть изгнаны из Константинополя, произвело громадное впечатление в мусульманском мире. 27 ноября 1917 г. один из виднейших мусульманских деятелей Индии Магомет-Али приехал в Лондон для заявления Ллойд Джорджу протеста от имени 70 миллионов мусульман Индии, и на этот про
тест британское правительство было вынуждено реагировать. Под его влиянием Ллойд Джордж сделал 5 января 1918 г. важное заявле
ние, нашедшее широкий отклик и послужившее основанием для разрешения вопроса о турецкой столице и о судьбе турецкой империи в по
следующих переговорах с союзниками и в мирном договоре. — «Хотя мы не хотим угрожать сохранению турецкой империи в пределах коренных земель турецкого народа с их столицей в Константинополе,—говорил он,—тем не менее проход между Средиземным и Черным морями должен быть интернационализирован и нейтрализирован,