превращение ее в страну, охваченную революцией, совершенно смешали все союзнические карты. Выпал один из главнейших элементов предположенного нового равновесия на Ближнем Востоке. Чтобы со
здать еще один план того же порядка, предстояло снова пройти через длительную и напряженную борьбу противоречивых интересов глав
нейших заинтересованных держав. Самым естественным показалось предоставить мандат на Константинополь Соединенным Штатам, тем более, что Вильсон еще до окончания войны взял на себя задачу охранять русские интересы на время революции, поскольку такая за
дача оказалась бы совместимой с собственными политическими воззрениями Америки. В начале февраля 1919 г. соответствующий мандат был предложен американскому президенту. В конце июня Вильсон высказался в том смысле, что лично он не прочь принять этот мандат, но что окончательное решение вопроса должно принадлежать не ему, а самому американскому народу. Так как вскоре после этого ясно вы
явилось полное нежелание американцев вмешиваться в европейские дела и принимать статут Лиги Наций, то план американского мандата на Константинополь отпал сам собой, как отпал и план американского мандата на Армению.
Насколько неустойчивы были взгляды союзников на вопрос о судьбе Константинополя, показывает история беседы по турецкому во
просу между Клемансо и Ллойд Джорджем в Лондоне в декабре 1919 г. Перед тем, вместе со своим министром иностранных дел Пишоном, Кле
мансо выработал обстоятельную аргументацию в пользу оставления Турции ее столицы. С этой аргументацией он и явился к своему британ
скому коллеге. Однако Ллойд Джордж, забыв прежние заявления, энергично восстал против французской точки зрения и в конце концов за
ставил главу мирной конференции уступить. Но по возвращении в
Париж Клемансо снова подпал под влияние Питона и вернулся к своей первоначальной точке зрения. А тем временем и Ллойд Джордж под воздействием своих министров и в виду все продолжавшихся протестов мусульман Индии оказался вынужденным изменить свою по
зицию. В итоге, говоря о Константинополе в палате 20 февраля 1920 г., он высказался в благоприятном для турок смысле и при этом блестяще
использовал как раз ту аргументацию, которую против него самого не так еще давно направляло парижское правительство. А еще через три
педели Константинополь был оккупирован союзниками и в первую очередь англичанами.
Чтобы разобраться в том, что делается в различных частях Турции, и чтобы решить, как быть с той или иной из них, союзники и вместе и порознь посылали на Ближний Восток комиссию за комиссией. Так, в июне—июле 1919 г., американская секция «Международ
ной Комиссии по Мандатам в Турции» изучала положение в Сирии и Палестине (миссия Киига-Крэна); с августа по октябрь того же года работала на местах организованная Вильсоном американская военная миссия по обследованию Армении и Закавказья. В связи с истреблением турок в Смирне специальная следственная комиссия была по
слана в этот город. Но и посылка комиссий не ускорила заключения мира между союзниками и Турцией. К ней прибегали скорее для отсрочки решений, чем для их ускорения. К тому же никакой обязатель
ной силы доклады комиссий не имели; ими пользовались на конфе
ренции главным образом лишь в полемических целях. А неприятные доклады попросту не опубликовывались. Например, уничтожающий для греков доклад о событиях в Смирне, опубликованный в основных чертах в Константинополе еще в октябре 1919 г., британское правительство четырежды отказалось опубликовать в марте 1920 г.