годняго. Мужской по прежнему плохъ. Героическій теноръ, г. Дворскій, въ общемъ, только сно
сенъ; воспитанъ онъ на Мейерберѣ, и умѣетъ лишь пѣтушиться; нѣтъ простоты и достоинства ни во внѣшнихъ пріемахъ, ни въ манерѣ пѣнія и переда
чи. Вновь приглашенный лирическій теноръ, г.Вахтедь (сынъ знаменитости),—очень посредственный пѣвецъ. Баритонныя партіи поетъ пѣвецъ, по ха
рактеру своихъ голосовыхъ средствъ—несомнѣнный basso cantante, г. Бартовсвій. Онъ выдается изъ мужского состава. Безусловно порядоченъ онъ въ Вагнеровскихъ партіяхъ, въ которыхъ умѣетъ пе
редавать одинаково и то, гдѣ надо пѣть, и то, гдѣ надо декламировать. Въ быстрыхъ речитативахъ этотъ пѣвецъ заботится лишь о ясномъ выговари
ваніи текста, только напѣваетъ партію, а поетъ лишь на нотахъ большой длительности, падающихъ на болѣе выразительныя слова, или ate на болѣе длинныхъ періодахъ аріознаго характера; кажется, такова именно и есть „байрейтская традиція, которая сдѣлала очень интересной передачу г. Бардовскимъ партіи Тельрамунда въ „Іоэнгрипѣ (16 сентября). На партіи перваго баса нѣтъ пѣв
ца: г. Литеръ—basso profundo—можетъ пѣть лишь медленныя и грузныя, какъ онъ самъ, партіи, вро
дѣ Зарастро; речитативы же, особенно быстрые, ему вовсе не удаются. Авось, при порядочномъ репертуарѣ, и этотъ составъ кое-что сдѣлаетъ! А о репертуарѣ нѣмцы очень заботятся: напри
мѣръ, скоро должна пойти интересная новинка— „Проданная невѣста , опера чешскаго Глинки,— Сметаны. —Концертный сезонъ еще не начался. Впрочемъ, Латышское Общество уже дало свой ежегодный концертъ, вт, программу котораго входятъ обыкновенно латышскія народныя пѣсни. 8 сентября, въ залѣ этого Общества, концертировалъ г. Плауктинъ, первый басъ саратовской рус
ской оперы—пѣвецъ музыкальньй, съ голосомъ и школой, обладающій нервами здоровыми, неутомленными музыкальною карьерою (пока еще не про
должительной); онъ самъ находитъ наслажденіе въ своемъ пѣніи и умѣетъ передавать это наслаж
деніе публикѣ; общая манера передачи—оперная, не всегда на концертпой эстрадѣ умѣстная.—Въ этомъ сезонѣ ожидаотся нѣкоторое оживленіе рус
скихъ музыкальныхъ Обществъ—по крайней мѣрѣ, мѣстный „Рижскій Вѣстникъ пытается разобла
чать царящія въ этихъ Обществахъ непорядки, мѣшающіе ихъ процвѣтанію. Конечно, главный недостатокъ этихъ Обществъ не столько въ ихъ организаціи, сколько въ отсутствіи мало-мальски свѣдущихъ русскихъ пѣвцовъ. Ріа desidcria мѣст
ныхъ меломапонч, — это чтобы С.-Петербургская консерваторія открыла поскорѣе въ Ригѣ, въ видѣ отдѣленія, русскую музыкальную школу.
Всов. Ч—инъ.
Ростовъ-на-Дон) (отъ нашего корреспондента). Съ 2б-го сентября, въ театрѣ Асмолова, гастролируетъ Товарищество оперныхъ артистокъ подъ управленіемъ В. II. Любимова. Въ составъ труппы вошли: сопрано г-жи Астафьева, Мело
дистъ, Папаянъ и Каминеръ; меццо-сонрано г-жи Фингертъ и Свѣтлова; комиримаріл—г-жа Дубинина: тенора—гг. Медвѣдевъ, Агулинъ и Любимовъ; баритоны гг. Борисовъ, Каміонскій и Аки
мовъ; бассы гг. Горди и Сангурскій и компримаріи гг. Погорѣльскій и Гинтовтъ. Капельмей
стеромъ г. Балакшинъ-Карскій, хормейстеромъ г. Гольдштейнъ. Небольшимъ балетомъ (изъ четырехъ паръ) руководитъ г. Нижинскій. Товарищество разсчитываетъ здѣсь дать 25 или 26 спектаклей; на 25 спектаклей открытъ былъ абоне
ментъ. Кромѣ болѣе изнѣстпыхъ оперъ (русскихъ и иностранныхъ) обѣщано поставить нѣсколько новинокъ, напр., „Самсона и Далилу —С’епъ-Сан
са. По это въ будущемъ. Пока даны „ Фаустъ А „Отелло „Аида , „Онѣгииъ и объявлена на 29 число опера „Риголетто для дебюта извѣстновч, провинціи колоратурной пѣвицы г-лш Напаянъ.
Не предъявляя большихъ требованій солистамъ, хору и оркестру, начало коротенькаго сезона Товарищества можно считать довольно удачнымъ и, судя но пріему нашей, кч слову ска
зать, мало требовательной публики, пужно полагать, что оно доведетъ свое дѣло до благо
получнаго конца. Сборы сч первыхъ спектаклей были однако не очень велики; много публики было только въ „Отелло , при первомъ выходѣ г. Мед
вѣдева. Серія спектаклей началась „Фаустомъ съ
Маргаритой, —г-жей Мелодистъ, Зибелемъ,—г-жей
Свѣтловой (она же изображала Марту, кажется, безъ подготовки), Фаустомъ —г. Агулипымъ, Ва
лентиномъ—г. Каміонскимъ и Мефистофелемъ — г. Горди.
У г-жи Мелодистъ голосъ ровный и гибкій воприродѣ, немпого рѣзкій но тембру; поетъ онадовольно музыкально, фразируя нѣсколько монотонно. Въ игрѣ виденъ сценическій опытъ съ на
клонностью къ нѣкоторой утрировкѣ. Артистку
сочувственно принимали и заставили повторить арію съ драгоцѣнностями, въ которомъ артист
кѣ очень удалась трель. Г-жа Свѣтлова педурпа въ роли Зибелл, хотя видимо волновалась. Голосъ ея средней силы, не лишенъ пріятности въ
тембрѣ. Исполнитель заглавной роли, г. Агулипъ, пѣвецъ съ очень хорошей школой; опъ фразировалъ музыкальпо, со вкусомъ, просто и есте
ственно. Можпо только пожалѣть, что онъ въ
своей каватинѣ не достаточно увѣренно взялъ верхнія ноты и этимъ испортилъ, хорошее впе
чатлѣніе, произведенное илъ въ нервомъ актѣ. Игра г. Агулина не интересна и мало оригиналь
на. Хорошій, хотя и не сильный голосъ, у г. Каміопскаго и въ его пѣніи слышпы вкусъ и
иікола. Артистъ провелъ роль Валентина умно въ драматическомъ отношеніи; но больше тепло
ты и искренности—могло бы ему, какъ актеру и пѣвцу, принести несомнѣнную пользу. Г. Гор
ди (Мефистофель) поетъ съ талантомъ и умѣньемъ; вокальныя средства его значительны по діапазо
ну, но но очень звучны по тембру. Изъ двухъ
пѣсенъ своей партіи, первую (о златомъ тельцѣ) передаетъ умно, эффектно, энергично и вырази
тельно; вторую (серенаду) менѣе удачно. Голосъ г. Горди звучалъ свѣтлѣе въ сценѣ у собора.
Ищ а сго отдѣлана, обдумана, разнообразна, но и не свободна отъ утрировки; отъ нея симпатич
ному артисту слѣдуетъ, избавиться. О хоровомъ исполненіи нужно сказать, что оно не портило
дѣла, но могло бы быть отчетливѣе и богаче нонюансамъ. Тоже относится къ небольшому орке
стру, играющему къ тому же слишкомъ громкои рѣзко, что, конечно, мѣшаетъ пѣвцамъ. Вердіевскій „Отелло (поставленный 26-го числа) до
ставилъ 1-. Медвѣдеву ніумный успѣхъ. Это артистъ съ темпераментомъ и искренностью,обезпечивающими ему успѣхъ извѣстной части публики, охотно ему пропраюигей нѣкоторую напыщенность фразировки и стремленіе къ позированію. Очень сильное произвелъ впечатлѣніе въ сценѣ встрѣчи пословъ, а таклсе въ главныхъ момен
тахъ послѣдняго дѣйствія. Г. Борисовъ—Яго, въ вокальномъ отношеніи былъ бы состоятеленъ при менѣе монотонной и плаксивой манерѣ пѣ
нія. Пѣвецъ онъ умѣлый, музыкальный; актеръ рутинный и мимистъ слабый. У г. Борисова служившаго долгое время на Императорской опер
ной сценѣ въ Москвѣ, и теперь еще хорошій, звучный голосъ, распоряжаться которымъ мо