собственному побуждению» султана и что сообщение о нем «ни в каком случае не даст сим державам права вмешиваться совокупно или отдельно* в отношения его величества султана к его подданным и во внутреннее управление империи его».
Устанавливая в 1863 году положение постоянного нейтралитета для присоединенных к Греции Ионических островов, пять главнейших европей
ских держав оговорили «принцип полного гражданского и политическогоравенства между подданными, принадлежащими к разным верам», который должен применяться на Ионических островах также, как и в самой Греции.
Берлинский мирный трактат 1878 г. постановлял о вновь созданных Болгарии (ст. 5), Черногории (ст. 27), Сербии (ст. 35) и Румынии (ст.44):— «Различие в религиозных верованиях и исповеданиях не может послужить поводом к исключению кого-либо или непризнанию за кем-либо правоспо
собности во всем том, что относится до пользования правами гражданскими и политическими... или до отправления различных свободных занятий и ремесл в какой бы то местности ни было. Всем (соответствующим) уроженцам, а равно и иностранцам обеспечиваются свобода и внешнее отправление всякого богослужения...» Дальнейший пример международного договора, предусматривающего защиту национальных меньшинств, дает Констан
тинопольский договор о присоединении Фессалии к Греции от24 мая 1881 г.,
предусматривающий в ст.ст. 3, 8 и 13 широкую защиту мусульманских турецких меньшинств в перешедших под новую власть территориях («жизнь, имущество, честь, религия и обычаи в местностях, уступаемых Греции..., будут тщательно уважаемы»).
Обращаясь к примерам, имевшим место уже в ХХ-м столетии, приходится вспомнить серию мирных договоров после последней балканской
войны, начиная с болгаро-турецкого, заключенного в Константинополе. 16/23 сентября 1913 г. (ст.ст. 8 и 9). Статья 11-ая греко-турецкого мира,, подписанного в Афинах 1/14 ноября 1913 года, устанавливает охрану «жизни и имущества, чести, религии и обычаев» жителей уступленных Греции местностей и обеспечение им «совершенно тех же гражданских и полити
ческих прав, что и за природными эллинскими подданными». Так как в. данном случае речь шла о мусульманах, то договор одновременно с пунктом о защите для них религиозной свободы постановлял о том, что «имя е. в. султана в качестве халифа будет продолжать произноситься в общественных молитвах мусульман». Аналогичные постановления включены и в Кон
стантинопольский сербо-турецкий мирный договор от 1/14 марта 1914 г. (ст. 8).
ПРОБЛЕМА МЕНЬШИНСТВ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ 1914—1918 гг.
Империалистическая война с первых же своих шагов дала сильный толчок для дальнейшего международно-правового развития проблемы национальных меньшинств. Если в лагере центрально-европейских дер
жав «угнетенными» считали себя украинцы, поляки, чехи, югославы,, итальянцы, румыны, армяне, арабы, эльзас-лотарингцы, то в лагере Ан
танты на их положении оказывались те же поляки (в России), ирландцы,, население Индии и Египта, различные национальности русской Прибал
тики и пр. Тем самым оба лагеря с самого начала оказались вынужденными,, всемерно затушевывая истинные империалистические цели войны, фари
сейски выдвигать на первый план мотивы войны за свободу и самоопределе
ние национальностей. 6 августа 1914 г. британский премьер-министр Асквит заявлял в палате общин: «Мы боремся ради защиты того принципа, что