малые народности не должны быть уничтожаемы, вопреки международной справедливости, по произволу наиболее сильной и наиболее тиранической из держав». Если 20 мая 1915 года Италия порвала свой союз с централь
ными державами и выступила на стороне их противников, то она сделала .это, по заявлению Саландры, во имя осуществления «своих наиболее священных национальных стремлений». 15 октября того же года болгарский
царь Фердинанд обращается к своему народу с призывом «освободить от сербского ига наших порабощенных братьев». Когда 27 августа 1916 года с Австро-Венгрией порвала Румыния, она сделала это также «ради нацио
нального принципа». Напомним, наконец, заявление австро-венгерского правительства по польскому вопросу от 9 августа 1914 г., воззвание к полякам русского верховного главнокомандующего от 1/14 августа, декларацию сербского правительства в скупщине от 7 декабря 1914 г., прокламацию австрийского и германского императоров от 5—6 ноября 1916 г. и все последуюцие шаги воевавших правительств на пути к признанию независимости той или иной из отдельных национальностей.
В Америку перед войной стекалось из Европы множество представителей! угнетенных в Старом Мире национальностей. Становясь в большин
стве случаев американскими гражданами, они не забывали, однако, о своем происхождении и о той тоске по свободе, в которой они, уезжая из Европы, оставляли своих соплеменников. Вот почему в Америке еще задолго до того, как она сама отказалась от нейтралитета, стала усиленно культиви
роваться та мысль, что европейская война не должна закончиться, не внеся существенных улучшений в положение национальностей, входящих в состав различных европейских государств.
Одним из наиболее ярких выражений этой мысли можно считать ту «Декларацию Прав и Обязанностей Народов»,
которую 6 января 1916 г. принял в Вашингтоне Американский Институт Международного Права.
Она провозглашала:
1. «Всякая нация имеет право существовать, защищать и оберегать своз существование», лишь бы не совершать при этом несправедливости
в отношении государств, «не делающих никакого зла». II. «Всякая нация имеет право на независимость», — в том смысле, что она может свободно развиваться без вмешательства или контроля со стороны других госу
дарств и что она не нарушает справедливых прав этих других государств. ПI. Всякая нация имеет одинаковое со всеми остальными право занять в со
гласии с Декларацией Независимости Соед. Штатов среди держав мира отдельное и равное положение, «на которое ей дают право естественные и божественные законы». IV. «Всякая нация имеет право владеть тер
риторией в определенных границах и осуществлять исключительную власть над своей территорией, равно как и над всеми находящимися на ней ино
странцами». V. «Всякая нация... имеет право на уважение и защиту со стороны всех других наций...»
Несколько месяцев спустя, а именно 27 июня того же 1916 года, в Лозанне собрался Конгресс Национальностей, организованный известным бельгийским пацифистом Отле (председатель), Габрисом (литовец, секретарь конгресса), Р. Клапаредом (швейцарец) и аме
риканским профессором Герроном. Характерный штрих: страны Антанты, так ревностно утверждавшие, что они борются за международную справедливость и за свободу народов, с большим трудом визировали своим гра
жданам и подданным заграничные паспорта на этот конгресс; напротив, правительства центрально-европейских держав демонстративно предоставили право выезда для участия в нем всем желающим. И вот какой полу