«въ Казань и изъ Казани въ иные Орды посылокъ, и пошелъ изъ Ка«зани въ иные Орды Уланъ Тебенекъ со многими людми, и Казаки наши «ихъ побили, а Тебенека и 14 человѣкъ поимали... Того жь лѣта прихо«дили Татарове на Костромскіе мѣста и на Галичъскіе, и Князь Ве«ликій послалъ Воеводъ Мих. Сабурова, да К. Петра Пестрого Княжь «Вас. сына Засѣкина, и Воеводы, не собрався съ людьми, поскорили «наѣхати на Татаръ, и они по грѣхомъ разгонили ихъ, и К. Петра, да «Меншика ІІолѳва убили... Учали вѣсти приходить, что Сафа-Гирей «сбираетца съ Казанцы и съ Крымцы и съ Ногаи на Костромскіе мѣста, «и Великій Князь послалъ Воеводъ въ Володимеръ и въ Мещеру. Царь «же Казанской, яко змій вынырнувъ изъ хврастія, приде безвѣстно «Генваря въ 15 подъ Муромъ... Изъ пушекъ и изъ пищалей изъ града «биша ихъ много... Царь же слышавъ, что Воеводы изъ Володимеря и «изъ Мещеры идутъ къ Мурому, и пошелъ прочь», и проч.
(63) См. Дѣла Крым. No 8, л. 480.
(64) См. Никон. Лѣт. стр. 2, Синод. Лѣт. л. 127 и 144. Въ Гостов. Лѣт.: «поставиша градъ около посада, сплетаху тонкій лѣсъ около боль«шаго древія и внутрь насыпаху землю и крѣпко утвержаху, и приве«доша къ каменной стѣнѣ, и на версѣ устроиша градъ по обычаю и на
«рекоша Китай». Сію деревянную стѣну разобрали, когда начали строить каменную.—Въ Синод. Лѣт. No 365: «Вел. Князь вѳлѣлъ городъ Китай «дѣлати и торги всѣ ввести въ городъ, отъ Никольскихъ воротъ по Неглиннѣ «вверхъ къ Троицѣ, гдѣ ся поля били, да по Ивановъ Дворъ Челяднина, «да по Коневой площадкѣ на Васильевской лугъ къ Кузма Демьяну на «Вострой Конецъ, да вверхъ по Москвѣ рѣкѣ кь Свибловѣ стрѣльницѣ».
(65) См. Олеарія. Китаемъ назывались многіе изъ Татарскихъ чиновниковъ, и даже Андрей Боголюбскій во младенчествѣ своемъ, какъ сказано въ Синопсисѣ.
(66) Городъ въ Мещерѣ на Мокшѣ строили отъ 17 Дек. 1535 до 27 Марта 1536, Буйгородъ на Корегѣ въ томъ же году, Балахну отъ
20 Іюля до Октября въ томъ же году, Пронскъ также. Въ лѣтописяхъ сказано, что сами жители Мещерскіе и волостей Костромскихъ требовали основанія двухъ первыхъ городовъ. — Владиміръ горѣлъ 13 Апр. 1536. Часть стѣны обратилась въ пепелъ. Изъ Соборной церкви вынесли иконы, сосуды и книги; половина ея кровли сгорѣла. Для строенія по
сылали туда изъ Москвы Истому Курчева,—Пожаръ въ Ярославлѣ былъ 9 Іюля 1536, а въ Твери два раза лѣтомъ, въ Іюнѣ и 22 Іюля 1537. Не осталось ни одного двора. Въ Соборной Тверской церкви сгорѣли всѣ древнія иконы и книги. Епископа Акакія (какъ сказано въ Архив. J остов. Лѣт.) едва умчали изъ города промежъ двухъ коней.... Темниковъ перенесенъ на другое мѣсто въ 1536 году; строили его отъ 29 Марта до 2 Августа. Устюгъ окруженъ стѣною деревянною и Вологда распро
странена въ томъ же году, подъ надзираніемъ Московскихъ чиновниковъ, Данила Загрязскаго и Ивана Боброва. — Въ Новѣгородѣ на Софійской сторонѣ сдѣлали деревянную стѣну въ Іюлѣ 1534 на счетъ однихъ городскихъ жителей. — Въ Архив. Ростов. Лѣт. л. 611: «Тое жь «зимы (г. 1535) въ Великій постъ выѣхали изъ Литвы на Государево «слово триста семей съ женами и съ дѣтьми». Тамъ же, л. 610: «Государь
«и мати его повелѣли Владыкѣ Макарію въ ту мзду» (на выкупъ плѣнныхъ) «самому вкупну быти по обежному щету въ своей Архіепископіи «со всѣхъ монастырей... и Макарій скоро подвигся и повелѣ собрати «700 рублевъ, и посла къ Государю своего Князя Мих. Ѳед. Оболен«скаго, да Дьяка своего Одинца Ноября 22». О поѣздкѣ Макарія въ Москву въ Дек. .1534 см. тамъ же.