1. В глубине веков
К северу от Москвы и теперь еще много леса. На холодной глине растут здесь ель, береза, осина, а по низинам — ольха и ива. Желтые пятна соснового леса лишь изредка встречаются на песчаных отмелях, намытых когда-то несуществующими уже теперь большими реками.
Причудливо-извилистые раритоки реки Клязьмы с старинными названиями (Воря, Пажа) впадают в нее в юго-восточном направлении. Речушки — холодные, мутно-желтоватые. По берегам— глухие, темные овраги, сверху поросшие кустарниками, а внизу — папоротником и валерьяной с пышными и пахучими белыми цветами.
В лесах —белые грибы, рыжики, орехи, малина, земляника. Зверей стало мало: белка, лисица, барсук, заяц; очень редко
попадается куница. Волки отошли на 30—40 км от железных дорог, а рысь и медведь — еще дальше.
Пятьсот лет назад в этом крае мало было селений. В XIV веке упоминается град Радонеж — родина полулегендар
ного Сергия, в детстве носившего имя Варфоломея. Это был небольшой поселок, огражденный тыном, на высоком берегу речки Пажи. Место красивое. Название «Радонеж» не удержа
лось, остался «Городок» — село в 40 домов, старая церковка, большие, кудрявые березы и плакучая ива над рекой.
В 15 км к севеоу от Радонежа Сергий основал златоверхую лавру — оплот князей и царей, превративших своими пожертвованиями этот очаг церковного мракобесия в крупнейшее поместье, насчитывавшее 100 тысяч крестьян и несметное количество земель и угодий, — обширнее любого германского гер
цогства. Пять веков царила здесь «Троица». Показным своим благочестием она привлекала много поклонников, пробивших к ней глубокие тропы. А внутри, за толстыми трехсаженными сте
нами, царили разврат, пьянство, обжорство и безделье. Вокруг богатых мужских монастырей в старой Руси возникали обычно