«подсобные» женские «обители». Около «Тронуы-Сергия» в XV веке открыта была многолюдная Хотьковская женская оби
тель; здесь ,по преданию были погребены родители Варфоломея.
Глухие леса с заболоченной почвой и близость властного и сильного гнезда паразитов-монахов, видимо, мало привлекали
сюда поселенцев. В писцовых книгах XVII века в окрестностях Хотькова упоминаются 3—4 деревни и среди них — Глебово и Абрамове. Глебово — самая маленькая деревенька в 8 дво
ров, а Абрамова — хутор без деревни. Глебово в XVIII веке принадлежало княгине Анне Абрамовне Козловской, а Абрамо
ве— помещику Головину, как это видно из плана 1768 года, хранящегося в Абрамцевском музее. К этому времени Мутовская
пустошь превратилась уже в деревеньку с 5 дворами, а рядом с нею возникло Быково с 4 усадьбами. Ахтырка была построена в 70-х годах XVIII века князем Трубецким. Он вывез сюда своих крестьян из Курской губернии и на берегах Вори построил
церковь в честь Ахтырской иконы богоматери, бывшей когда-то в почете на юге России. Церковь (русское барокко) уцелела до сих пор, а дворец Трубецких сгорел в 1924 году. Место — от
крытое. Вверху—село, внизу — пруд с мельницей. Гора покрыта старым лесом.
На короткое время Абрамове переходит к Трубецким, от них — к Рогожиным и затем — к Молчановым, в роде которых остается 40 лет. Как видно из церковных книг Ахтырской церкви, семейство Молчановых состояло из отца и 3 дочерей. К началу XIX века в живых остается одна из них и владеет имением ровно 30 лет.
При ней Абрамове, переименованное в «Абрамцево», совершенно меняет свой вид. Хвастливая и жестокая старая дева пре
вращает хутор в барское имение: строит большой дом (410 кв. м) с мезонином, разводит парк, прибавляет еще один пруд к двум, ранее существовавшим, и всеми этими работами вконец изнуряет своих крепостных. «Духовные росписи» Ахтырской церкви в те
чение полустолетия не показывают роста населения в деревнях, принадлежавших Молчановой: от бедности, болезней и чрезмерного труда смертность была огромная. Около дома в Абрамцеве до недавнего времени цел был ивовый куст с красноватыми прутья
ми. «От крестьянской кровушки это», — говорит деревенская легенда..., «пороли тут много народу».
В архивах Абрамцева не сохранилось данных о жизни крестьян в старое время, но недавно еще живы были столетние старики — «горбач» Козлов из Артемова (умер в 1929 г.) и Соколов из Арханова (умер 105 лет от роду в 1931 г.).
В. А. Соколов был маленьким, сухоньким, сгорбившимся ста
ричком. На лбу — глубокие морщины. Все лицо его было по