К Октябрю 1917 года еврейский театр, не насчитывавший тогда и полустолетия существования, являл картину полного и окончательного, — как казалось, — истощения творче
ских сил и возможностей: — ни репертуара, ни
крупных актеров, ни целей и перспектив у него не было. Одинокая в своем творчестве Каминская «весны» сделать не могла. Драматургия Гордина выше мещанского круга тем подняться не сумела.
Еврейский актер с юмором висельника пытался веселить и веселиться в такого рода «пьесах»,
как «Ханче из Егупца», но театром, а тем более национальным — это не было и быть не могло.
Октябрьская революция явилась «живой водой» для еврейской культуры в целом, и для еврейского театра в частности. В холодном и го
лодном Петрограде родился Госет, открывший новую страницу в истории еврейского театра и поднявший мастерство последнего на небывалую дотоле высоту. За Госетом пришел еврейский
театр Белоруссии. С 1925—26 гг. имеет свой государственный еврейский театр и Украина. И все же проблема еврейского театра далеко еще не решена.
Театральные запросы и нужды еврейских трудовых масс могут быть полностью удовлетворены только путем создания, наряду с Госетом, художественно-реалистического еврейского театра с национально-классовым и интернационально-револю
ционным содержанием. Эта задача чрезвычайно трудна. Среди наличного состава так называемого «еврейского театра», до сегодняшнего дня бродящего по городам и весям с самой оголтелой хал
турой, актеров для этой цели нет или почти нет. Европейского—в самом скромном смысле слова—- актера здесь надо еще только создать. Его необхо
димо обучить элементарным приемам «ремесла». На
до ликвидировать его сценическую безграмотность. Надо вытравить из его «искусства» любитель
щину и дешевый штамп. С ним надо проделать
то же, что проделал с русским актером 30 лет назад Станиславский.
Эту огромную задачу ныне взяла на себя еврейская студия «Фрайкунст», руководимая режиссером МХТ Б. Вершиловым. Несмотря на свою молодость (3-й год работы) эта студия уже пережила свой «кризис». Правда, здесь пытались итти не «от Грановского», а «от Габимы». Но студийцы вскоре поняли свою ошибку, перешли к работе над современным художественно-реалистическим спектаклем, и вот — третья (по счету) постановка студии дает уже возмож
ность говорить о значительных успе
хах и вполне определенном пути молодого театра.
Для последнего своего спектакля студия остановилась на пьесе Лейвика «Гирш Лекерт». Схематический и подчеркнуто-агитационный материал пьесы Студия попыталась прочесть, как социальную драму. Эпизод из революционной борьбы еврей
ского пролетариата, когда в 1902 году потрясенный поркой, учиненной над рабочими после первомайской демон
страции виленским губернатором
Фон-Валем, сапожник Гирш Лекерт стрелял в последнего и был за это
повешен,—этот эпизод привлек внимание драматурга не только как трагическая страница из истории еврей
ского рабочего движения. Лейвик пытается вскрыть те силы, какие боролись в то время в среде самого еврейского пролетариата. Предательство будущих меньшевиков, ростки боевой в будущем больше
вистской революционности и интеллигентское бессилие соглашательских «вождей». Театр чутко уловил этот замысел автора и заполнил схемы, данные Лейвиком, большой художест
венной правдой, от
нюдь не нарушив этим четких классовых характеристик.
Интерес спектакля сосредоточился, главным об образом, на актерском исполнении. Мы ду
маем, что не только из-за материальной бедности, но и соз
нательно театр меньше всего обра
щал внимание на «оформление». Живописные декорации должны были явить
ся только фоном дл я драмы. Среди убогих полотен должен
был раньше всего заиграть человек на сцене. Эту задачу молодой актер молодой студии в большин
стве вполне удачно разрешил. Не только отдельные исполнители (Хволес, Померанц, Левина, Бонгард, Котина, Ойбельман, Браудо, Влоско), но и ан
самбль здесь, впервые на еврейском театре, овладел искусством драматического диалога, искусством психологической паузы, умением распоряжаться
своим актерским материалом. Некоторые сцены в этом отношении сделаны почти безукоризненно. В этом важнейшая заслуга спектакля в Студии, основное и принципиальное значение работы последней.
«Фрайкунст» молодой театр. При этом театр без каких-либо средств, живущий до сих пор исключительно энтузиазмом своих работников. Только в самое последнее время попал он в поле зрения общественности. Без помощи обществен
ности, как и без ее политического руководства, театру не выйти на большую дорогу. А он достоин и этой помощи, и этого руководства.
И. КРУТИ
Гирш Лекерт (М. Браудо)
Адъютант (Ойбельман), Лекерт (Браудо), Фон-Валь (Влоско)