ТЕАТР В ПРОВИНЦИИ Зимний сезон можно считать закончившимся


и сделать беглый обзор хотя бы второй половины его.
В этот период состоялось областное совещание директоров театров, на котором было отмечено, что практика нынешнего года решительно отвер
гает утверждение некоторых «коммерсантов от театра», будто революционные пьесы не являются кассовыми и что театры до сих пор не находятся под контролем общественности; будто художественные советы существуют формально, не связаны с массовым зрителем и не влияют на направление художественной театральной работы.
Созвана была первая конференция зрителей, на которой выявились два лагеря. Одни требовали театр для отдыха, другие находили, — что театр
должен помогать разрешению стоящих перед нами задач социалистического строительства.
В госопере прошли с большим успехом гастроли премьера ленинградских госактеатров М. О. Рейзена (бас), выступившего в операх: «Фауст»,
«Севильский цирюльник», «Хованщина», «Князь Игорь», «Борис Годунов» и «Псковитянка». В марте в опере «Травиата» состоялась гастроль народной артистки А. В. Неждановой.
17 марта в театре им. Луначарского состоялся юбилей И. С. Дворикова, по случаю 20-летия его суфлерской и сценической деятельности. Чествование юбиляра происходило при открытом зана
весе. Была дана опера «Евгений Онегин», в которой принял участие приехавший на гастроли Мигай.
Готовится новая постановка глав. режисс. заcл. арт. В. А. Лосского, опера «Овод», музыка Трамбицкого (уральский композитор).
Последней премьерой прошла оперетта «Дочь Анго» (текст М. П. Гальперина), в постановке главн. реж. заcл. арт. респ. В. А. Лосского, дирижирует Валерий Бердяев.
Оперный и драматический театры провели ряд выездных спектаклей.
Все эти спектакли бесплатные. Культотделом УОСПС совместно с дирекцией театров проведено также в рабочих районах 4 концерта (бесплатных или по очень низким ценам). Перед началом всех спектаклей читается вступительное слово, в ан
трактах устраивается обмен мнений и среди зрителей распространяются анкеты. По инициативе Уралтеабазы в г. Свердловске организовался кукольный театр, Куклы ис
полнены художником тов. Шалаговым, художественное оформление— тов. Зегельман. Режиссер тов. Панфилов.
Прошли следующие вещи: «Смычка» (жив. газета), «Все горе в рабкоре», «Петрушка егоза, всем будет гроза», «Ки
тайский случай». Намечены к постановке: «Горсоветское обо
зрение», «Сказка о царе Салтане», «Степка - растрепка» и «Местное обозрение». Все пьесы сопровождаются музыкой ку
кольного театра: баянистом и джаз-бандом.
ВАЛЕНТИ
☛ Свердловск. Исполнители в «Борисе Годунове» и «Аиде». Слева направо: арт. Кантемир, Аграновский (Радамес), Маньковская (Марина). Сверху вниз: Месняев (Борис),
Тархов (Самозванец).
ПИСЬМО ИЗ СВЕРДЛОВСКА
Вторая половина сезона в Баку характеризуется значительным оживлением, чему способствуют новые постановки, гастроли столич
ных артистов, юбилеи и т. д. Бакинский рабочий театр выпрямил свою репертуарную линию, пока
зав такие вещи, как «Сигнал»— Поливанова и Прозоровского, «Огненный мост»—Ромашева, «Жену»—Тренева и «Ингу»—Глебова. Взяв курс на
современных драматургов, театр выявляет свое идейное лицо и еще раз заявляет, что он будет шагать в ногу с общественностью и постарается стать истинным очагом пролетарской культуры.
ТРАМ пока что ничего нового, кроме посредственной пьесы Курдюмова—«Под угрозой», не показал. На ближайшее время намечено несколько
новых постановок, среди которых «Собачий нюх»,— обозрение двух местных авторов—Ал. Яковлева и Юрия Фидлера.
Оперный театр (им. Мирза Фатали-Ахундова) почти всегда полон, главным образом благодаря
гастролерам. С постановками новых опер дело идет туго: «Орлиный бунт», «Эсмеральда», «Девушка запада» и — обчелся. Приходится отыгры
ваться на гастролерах. Пока-что были Григорий Пирогов и Н. К. Печковский.
БРТ праздновал 20-летний юбилей артистической деятельности С. И. Климова, одного из лучших провинциальных актеров, хорошо знако
мого южной России. Из всей галлереи сыгранных им ролей, выделяются Пугачев («Пу
гачевщина»— Тренева), Василий Новиков («Рельсы гудят»), Хомутов («Огненный мост») и др.
Оперный театр справил—15-летие оперной работы Фатьмы Мухтаровой и 40-летие оркестровой и дирижерской деятельности И. М. Ратнера.
Путь Мухтаровой—это путь от уличной певицынищенки, забредшей сюда из Персии с отцом, до вполне законченного мастерства. 15-летняя Мухтарова была замечена, известным на юге, журна
листом Н. Архангельским и при его содействии смогла развиться и выбиться на самостоятельную дорогу.
Путь И. М. Ратнера—это 40-летний путь от местечкового музыканта, играющего на свадьбах, до дирижера больших провинциальных оркестров.
Сейчас в Баку гастролирует уже целый месяц еврейская труппа «Идише Фолкс-Бине» (под руководством Я. Г. Либерта и Г. З. Вайсмана). Мате
риальные дела труппы, несмотря на затасканный репертуар, хороши.
АР. НАБАТОВ
ПИСЬМО ИЗ БАКУ