Когда под влиянием новых художественных идей, зародившихся в Италии, строгие романские базилики сменились архитектурными поэмами готики, наступил золо
той век средневековой музыки. Из линий и красок мастерами готики создан был целый фантастический мир, полный неожиданных странных чар. А наряду с готическим зодчеством в XV и XVI веке зарождается многоголосное искусство фла
мандских композиторов, по своим художественным задачам близкое архитектуре того времени. Любопытно, что развитие живописного колорита в эту эпоху вызвало также утонченное чувство краски в звуках, и нидерландские музыканты XV и XVI века могут быть названы первыми музыкальными колористами.
В современной музыкальной науке спорным является вопрос о том, для какого состава предназначались грандиозные многоголосные композиции фламандцев.
Исполнялись ли они только хорами без инструментального сопровождения, или, напротив того, инструментальным партиям отводилась в них господствующая роль? Дошедшие до нас партитуры нидерландцев не дают нам никаких указаний относительно исполнительского состава. И вот на помощь музыкальной науке приходит живопись. Одно из старейших изображений музицирующих ангелов имеется на створках гентского алтаря, принадлежащего кисти Яна и Губерта Ван-Эйка. Авторы гентского алтаря дают картину тогдашней церковной музы
кальной службы. Из этого живописного документа явствует, что богослужебное пение сопровождалось игрой на многочисленных инструментах, органе, ручных
арфах, виолах; это во всяком случае опровергает господствовавшее в истории музыки еще недавно мнение о том, что нидерландцы писали свою музыку исключительно для хора без сопровождения инструментов. Фламандские мастера пере
несли, как известно свое искусство многоголосного письма и на юг, в Италию. Как только в Венеции упрочилась новая композиционная школа, возглавлявшаяся Мессером Адрианом (нидерландцем Виллартом), так в итальянской скульптуре и живописи начинают появляться изображения вокальных ансамблей вроде дет
ских хоров у Луки делля Роббья. Во всех городах Италии, славившихся своими живописцами, образовались и местные музыкальные школы: в Венеции, Флоренции, Болонье, Риме, Неаполе. Все эти музыкальные школы так же, как и живописные, тесно связаны с культурными особенностями тех центров, где они возникали. Наибольшую любовь к музыкальным атрибутам проявляют венецианские худож
ники. У подножия трона Мадонны они обычно изображали музицирующих ангелов в самых разнообразных сопоставлениях. Как образец такой группировки ангелов мы приводим Мадонну Джованни Беллини из коллекции венецианской академии. На этой картине мы встречаем очень редкое соединение двух лютен и скрипки. Не менее ценны, для нас показания венецианских живописцев о камерной музыке их современников. На знаменитом концерте Джорджоне мы видим музыканта, играющего на каком-то клавишном инструменте (причем с большой ясностью передано положение пальцев), рядом с ним второго, с виолой, и далее даму,