лутарообразные инструменты встречаются уже на сумерийокйх и древне-еги
петских барельефах), является, в то же самое время, наиболее распространен
ным домашним инструментом узбеков, связывающим их музыкальную культу
ру с кочевыми культурами соседей узбекда-туркмен и казаков.
Военная музыка узбеков пользуется другим инструментальным ансамблем, состоящим из карнаев—больших сигнальных труб, суриаев—больших вос
точных гобоев и нагара—парных литавр. (Приблизительно, тот же состав военного оркестра около XV века был я) в во
енных оркестрах при дворах русских царей, куда входили восточные сурны и яакры, и западные трубы вместо кар
наев. Даже музыканты, играющие на сурнах и патерах, назывались тогда в России по-турецки: суряаяеями и вакрачеями). Этот оке оркестр употребляется и при тамашах, во время которых кариаи оповещают зрителей о пред
стоящем представлении. Таким образом, в узбекских оркестрах имеются инструменты всех главнейших групп европей
ского оркестра в виде их примитивных? исторических прототипов, что опять свидетельствует о больших возможностях, предоставляемых узбекской музы
кой для строительства новой узбекской музыкальной культуры.
Чтобы закончить этот краткий очерк современного состояния узбекской му
зыки, необходимо упомянуть о печатных трудах, посвященных ей. Все они
вышли после Октябрьской революции. Кроме уж» упоминавшихся ранее в этой статье записи «Ш:аш макама», сделанной В. А. Успенским, и книги Н. Н. Миронова «Музыка узбеков», существуют: статья В. А. Успенского «Классическая музыка узбеков» в сборнике «Советский Узбекистан» (1927) и две книги на узбекском языке: «История узбекской классической музыки» известного узбек
ского поэта н общественного деятеля Фитрата i( 1927) я «Краткая история хо
резмской музыки», составленная муллой
Багджаном Рахмат-отлы и Махмуд-Юсуфон Диван-заде (1°25). Во всех этих
трудах имеется много ценных сведений об узбекской музыке, которые должны быть приняты во внимание будущими исследователями узбекской музыки. В частности, Фитрат в своей книге ставит чрезвычайно интересную с точки зрения музыкальной науки проблему турецкой музыки, г.-е. музыки турецких народов, изучение которой игнорировалось арабоперсидскими музыкальными писателями. Среди будущих изданий об узбекской музыке должно найти место и издание работы первого исследователя уз
бекской народной музыки Августа Эйхгорна, в соответствующей критической обработке.
УЗБЕКСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ГОС. ТЕАТР. В центре худ. рук. — народный певец Кари Якубов слева актриса—танцовщица Тамара — Ханум, справа—актр. Хашина Насырова, ниже—актер—режиссер Зухур Кубулев.
багдади — хорасанский и багдадский танбуры арабских музыкальных теоре
тиков), сохранявшимся >в пределах ССОР только в Узбекистане и в Азер
байджане давным-давно уступившим
свое место сравнительно новому тару с его 17-ступенным звукорядом в октаве. Танбур является диатоническим инстру
ментом с весьма своеобразной гаммой,
точное научное установление которой одно только может разрешить вопрос о ладовом строении и ладовой системе узбекской классической музыки. В со
ответствии с историческими данными, вероятно, нужно будет признать основ
ной гаммой танбура гамму, близкую к гамме Зальзаля с нейтральными терция
ми и секстами, и с возможностью получения в нижней октаве звукоряда тан
бура, благодаря передвижению его 6-го
лада, малой, нейтральной и большойсептимы, в зависимости от мелодическо
го лида исполняемой пьесы. В Старой Бухаре в исполнении классической музыки, кроме танбуров и дойры, принимают участие най (флейта), дутара, ре
баб, гыджак, к-ауз и даже персидский или азербайджанский тар. Из этих инструментов каждый имеет свою интересную историю, которой мы не коснем
ся, ограничившись только упоминанием о том, что дутара, являющаяся, возмож
но одним из наиболее древних струнных инструментов вообще (двухструнные