школа Леера, исходившая из «вечных и неизменных» принципов наполеоновского военного искусства и догматизировавшая учение о сосредоточении сил для действий в одном направле
нии. Это подражание наполеоновским образцам без учета изменившихся условий эпохи и особенностей русской армии на рубеже XX столетия, будучи лишь одним из выражений отсталости социально-экономического строя царской России, несомненно явилось одной из существенных причин ее поражения.
В то же время янонское командование проводит стратегию, выдвинутую эпохой войн за воссоединение Германии в самостоятельное государство, — стратегию, заключавшуюся в раздель
ном движении армий, соединение которых на поле сражения должно завершаться тактическим окружением.
Русско-японская война сыграла крупную роль в истории революционного движения в России. Под ударами японского империализма сила русского самодержавия предстала в своем истинном виде: царизм в этой войне полностью обнаружил свое раз
ложение. Ленин, придавая огромное значение русско-японской войне как революционизирующему фактору, писал:
«Неудивительно, что катастрофа правящей и командующей России кажется всей европейской буржуазии «страшной»: эта катастрофа означает гигантское ускорение всемирного капиталистиче
ского развития, ускорение истории, а буржуазия очень хорошо, слишком хорошо знает, по горькому опыту знает, что такое ускорение есть ускорение социальной революции пролетариата»1.
Русско-японская война послужила только катализатором в общей сумме предпосылок революции, которые коренились во внутренних противоречиях самодержавного строя, уже созревших к началу войны.
Большевики выдвинули в дни русско-японской войны лозунг поражения своего правительства. Лозунг этот докатился до полей Манчжурии и нашел свой отклик в армии.
«Безвозвратно канули в вечность те времена, когда войны велись наемниками или представителями полуоторванной от народа касты... Войны ведутся теперь народами, и потому особенно ярко выступает в настоящее время великое свойство войны: разо
1 Ленин, т. УІІ, стр. 44- 45, изд. 3-е.