Реализация политики самодержавия на Дальнем Востоке потребовала сооружения Сибирской железнодорожной магистрали, которая начала функционировать с 1902 г.
Строительству Сибирского пути царское правительство придавало огромное значение.
«Сибирская магистраль открывает новый путь и новые горизонты и для всемирной торговли, и это значение ее ставит соору
жение ее в ряд мировых событий, которыми начинаются новые эпохи в истории народов и которые нередко вызывают коренной переворот установившихся экономических сношений между государствами».
Гак говорит .в своих воспоминаниях вдохновитель дальневосточной политики самодержавия, глава царского правительства — Витте. Эти слова в достаточной степени характеризуют роль Сибирской железнодорожной магистрали в осуществлении политики самодержавия на Дальнем Востоке.
Агрессия царского самодержавия на Восток встретила сопротивление со стороны растущего капитализма Японии, который стремился к утверждению своего господства на азиатском материке.
В 1894—1895 гг. Япония вела войпу с Китаем в захватнических целях. Эта война отдала в руки японцев Ляодунский полуостров и Порт-Артур. Однако, такое усиление Япопии не входило в планы европейских держав, особенно России, которая опасалась распространения японского влияния в Манчжурии.
Под предлогом «защиты» Китая от угрозы со стороны Ляодунского полуострова и обеспечения «независимости» Кореи русская дипломатия сумела добиться совместного с Германией и Францией вмешательства в Симоносекский договор и заста
вить Японию отказаться от завоеваний в Азии, взамен чего Япония была компенсирована огромной контрибуцией; кроме того Японии были оставлены остров Формоза и Пескадорские острова.
Соотношение морских сил России и Япопии вынудило последнюю очистить Ляодунский полуостров. Хотя тоннаж японского флота несколько превышал тоннаж русского флота на Тихом океане, однако русские суда были вооружены 105 орудиями крупного калибра, в то время как японский флот имел их только 70. Кроме того Япония не могла сопротивляться коали