законопроекта о механическомъ характерѣ фотографическаго изображенія.
Показательный вечерь, устроенный въ И. Академіи Художествъ, судя по отзывамъ многихъ присутствовавшихъ, оказалъ существенную по
мощь для разъясненія поданной въ Думу Записки и устроители выставки и вечера удостоились отъ почетныхъ гостей благодарности В...скій.
Къ вопросу о скрытомъ фотографическомъ изображеніи.
В. Фатьяновъ — С.-Петербургъ.
(Продолженіе *).
Я долженъ здѣсь кстати упомянуть, что опытъ съ фосфорноватисто-кислымъ натріемъ совершенно не удается по отношенію къ продаж
ный ь бромо-серебрянымъ пластинкамъ; объ этомъ упоминалъ уже Luppo-Cramer **). Какъ и упомянутый изслѣдователь, я подвергалъ бромо
серебряныя пластинки дѣйствію 10% раствора
фосфорноватистокислаго натрія и не получалъ никакого эффекта. Совершенно обратное получается по отношенію къ пластинкамъ, заклю
чающимъ хлористое серебро: здѣсь реакція удается вполнѣ. Аналогія между дѣйствіемъ фосфорноватистокислаго натрія и свѣта распростра
няется и на явленіе соляризаціи. Какъ извѣстно, при такъ называемой „нормальной экспозиціи“ слой бромистаго серебра даетъ скрытое изобра
женіе, которое можетъ быть вызвано дѣйствіемъ веществъ, называемыхъ проявителями—другими словами экспозиція опредѣленной дѣятельности дѣлаетъ бромистое серебро способнымъ возстановляться въ проявителѣ. Увеличивая экспо
зиціи мы достигнемъ обратнаго результата—эта способность бромистаго серебра будетъ понижаться.
Одновременно съ этимъ извѣстно, что всѣ свѣточувствительные слои покрываются вуалемъ при очень продолжительномъ дѣйствіи проявителя.
Такимъ образомъ, увеличивая экспозицію, мы можемъ достигнуть наконецъ того, что возста
новимость неосвѣщеннаго бромистаго серебра окажется большей, чѣмъ возстановимость освѣ
*) См. № 3.
* *) Photogr. Korrespondenz. 1903 стр. 226.
шейнаго. Подвергнувъ пластинку такой экспозиціи, мы получимъ, конечно, позитивное изображеніе, т. е. свѣтлыя мѣста будутъ соотвѣтствовать свѣтамъ, а темныя тѣнямъ. Для опыта пла
стинка покрывается тонкимъ свинцовымъ листомъ съ прорѣзами и подвергается экспозиціи достаточной длительности (для того, чтобы соляризовать мѣста, подвергшіяся освѣщенію). I Іри проявленіи мы получимъ вышеупомянутый эффектъ.
Аналогичное явленіе получается при дѣйствіи фосфорноватистокислаго натрія. Если взять бумагу, содержащую въ себѣ бромистое серебро (см. выше) *), и, сдѣлавъ на ней надпись крѣп
кимъ растворомъ .фосфорноватистокислаго натрія, подвергнуть ее дѣйствію желѣзнаго проявителя, го мы получимъ черную надпись на бѣломъ фонѣ. Разбавляя постепенно растворъ фосфорповатистокислаго натрія, мы дортигнемъ наконецъ такой концентраціи упомянутой соли, при кото
рой изображеніе не будетъ больше отличаться отъ фона. Взявъ еще болѣе слабый растворъ, мы снова получимъ изображеніе, — но оно будетъ свѣтлѣе окружающаго фона. Отсюда ясно, что сильно разбавленные растворы фосфорноватисто
кислаго натрія дѣйствуютъ на бромистое серебро соляризующимъ образомъ. Для положительнаго дѣйствія нужно брать 25% — 30% растворъ,
для обратнаго же (соляризующаго)—2 °/0 растворъ фосфорноватисто - кислаго натрія.
Повидимому, продолжительность дѣйствія
*) Въ данномъ случаѣ совершенно безразлично былъ-ли избытокъ AgNCh или КВг; важно лишь чтобы реагенты были химически чисты. Необходимо также тщательно промыть бумагу, для удаленія избытка неразложенныхъ солей?
гали основаніе законопроекта Министра Юстиціи о кратковременности интереса фотографіи, не за
служивающей якобы долголѣтняго сохраненія авторскаго права.
Высокохудожественныя картины на всей выставкѣ и демонстрированныя на экранѣ цвѣтныя изображенія и кинограммы служили лучшимъ доказательствомъ ложности другого основанія