женія со слишкомъ рѣзкими контрастами даютъ не особенно удачные результаты.
Послѣ копированія и тщательной промывки копію кладутъ на гладкую поверхность (стекло) слоемъ вверхъ и просушиваютъ ее, прикладывая фильтровальную бумагу.
Тѣмъ временемъ приготовляется изъ хорошей черной сажи, смѣшанной съ водой, жидкая масса; этой массой съ помощью кисти нѣсколько разъ покрываютъ снимокъ, такъ что поверхность его становится болѣе или менѣе однообразной;
Тогда бумагу погружаютъ въ воду и начинаютъ смывать сажу тамъ, гдѣ опа лишняя и даже, если нужно, съ легкимъ оттираніемъ.
Такимъ образомъ рисунокъ начинаетъ обрисовываться. по мѣрѣ того, какъ сажа впиты
вается въ желатинъ. Между тѣмъ, пока бумага еще влажная, ее подвергаютъ легкому нагрѣванію. Послѣ этой операціи ее опять погружаютъ въ воду и въ ней проводятъ по бумагѣ губкой, окончательно смывая сажу съ тѣхъ частей, гдѣ желатинъ менѣе растворенъ или вовсе не
подвергся никакому растворенію, а потому и не задержалъ сажу. Эту операцію не слѣдуетъ дѣлать ранѣе полнаго охлажденія, такъ какъ въ
противномъ случаѣ можно смыть сажу и съ другихъ мѣстъ.
По желанію возможно усилить эффектъ съ помощью губки, или кисточки, смывъ кое-гдѣ слишкомъ рѣзкую тѣнь, или прибавивъ ес, гдѣ нужно. Такимъ образомъ этотъ способъ, какъ и въ операціяхъ съ гумми-арабикомъ и масломъ, даетъ возможность личнаго вмѣшательства работающаго.
Фиксированіе копій до обработки ихъ виражъ-виксажемъ.
R Namias.
Общеупотребительный способъ обработки копій виражъ-фиксажами приводитъ часто къ болѣе или менѣе быстрой порчѣ ихъ и даетъ нерѣдко желтыя и пятнистыя копіи. Послѣдній недостатокъ встрѣчается особенно при работѣ старыми ваннами.
Со всѣми виражами, содержащими свинцовыя и золотыя соли, можно получать излюбленные фотографами черные топа, приписываемые обыкновенно присутствію солей свинца. Я сдѣлалъ
цѣлый рядъ опытовъ, чтобы выяснить при какомъ составѣ виражъ-фиксажей получаются наилучпііе результаты и наибольшая прочность ко
пій, и пришелъ къ убѣжденію, что вообще всѣ виражь-фиксажи даютъ одинаково хорошіе результаты, но что еще большая прочность достигается, если отфиксировать копіи до обработки ихъ виражъ-фиксажемъ. При такомъ спо
собѣ свѣтлыя части копій не претерпѣваютъ никакихъ измѣненій ни при какихъ условіяхъ. Этимъ устраняются почти всѣ недостатки виражьфиксажныхъ ваннъ.
Противъ такого способа работы можно было бы возразить, что при этомъ сводится па нѣтъ самое большое преимущество виражь-фиксажныхъ ваннъ—получать готовыя копіи при обра
боткѣ одной ванной. Однако это соединенное дѣйствіе скорѣе кажущееся, чѣмъ дѣйствитель
ное. Я доказалъ, что рекомендованный мною нѣсколько лѣтъ тому назадъ для пластинокъ фиксажъ съ борной кислотой очень хорошъ для фиксированія копій до обработки ихъ виражъфиксажемъ. Вынутыя изъ этого раствора копіи переносятся прямо безъ промывки въ виражъфиксажъ. Даютъ только стечь избытку перваго раствора. Служащая для фиксированія ванна мо
жетъ быть крѣпостью въ 30 — 40°/0. Это не имѣетъ никакого вліянія, потому что, какъ я замѣтилъ, пребываніе копій на хорошей бумагѣ въ теченіе 3 -- 4 минутъ въ этой ваннѣ не ослабляетъ ихъ больше, чѣмъ непосредственное погруженіе въ виражъ-фиксажъ. Указанная мною фиксажная ванна содержитъ 5 — 6°/0 борной
кислоты, причемъ безразлично служила ли опа прежде для фиксированія пластинокъ или бу
магъ, или нѣтъ; нужно только, чтобы она не была окрашена, что наступаетъ при фиксажныхъ ваннахъ, содержащихъ борную кислоту, нескоро, потому что борная кислота препятствуетъ перешедшимъ въ фиксажную ванну слѣдамъ прояви
теля дѣйствовать возстановляющимъ образомъ на сѣрноватистокислый натрій.
У профессіоналовъ, какъ и у любителей, фиксажъ имѣется обыкновенно въ запасѣ, а слѣдовательно вышеупомянутая предварительная обра
ботка фиксажной ванной не представляетъ боль
шихъ затрудненій, но даетъ за то значительныя преимущества. Это вполнѣ понятно.
Свѣжая виражъ-фиксажная ванна работаетъ
совершенно иначе, чѣмъ бывшая въ употребле